Александра Киракасянц, Frank RG
Новая паника поднялась в интернете после публикации о том, что банки якобы требуют от клиентов обосновать экономический смысл переводов с карты на карту на тысячу рублей. Банки утверждают, что не занимаются этим, а ЦБ советует жаловаться ему.
Что произошло? "Известия" написали, что банки требуют у клиентов обосновать экономический смысл p2p-переводов на 1 тыс. руб. Издание цитирует троих анонимных клиентов Сбербанка, Бинбанка и Тинькофф Банка, которые рассказали, как кредитные организации останавливали их переводы и блокировали счета. По их словам, в Сбербанке потребовали документы, подтверждающие экономический смысл транзакции, а в Тинькофф Банке – фотографии карт, чтобы убедиться, что операцию совершает клиент, а не мошенник. Сотрудница Бинбанка попросила клиента отправить ей через WhatsApp письменное обоснование экономического смысла перевода средств, письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты и документы,подтверждающие происхождение денежных средств.
Что говорит ЦБ. Регулятор в своем комментарии изданию сообщил, что банк может приостановить перевод только в том случае, если заподозрит, что операцию проводит не клиент, а мошенник. Признаком мошеннической операции может быть несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента, указали в ЦБ.
В этом случае банк должен связаться с клиентом и получить подтверждение отправления средств. При этом он не должен запрашивать происхождение средств или назначение платежа, отметили в ЦБ. А случае чего, Банк России призывает жаловаться в интернет-приемную.
Что говорят в банках. Сбербанк, Тинькофф и Бинбанк заявили о том, что не блокируют p2p-переводы массово. Бинбанк может обратиться к клиенту для подтверждения операции, если есть признаки совершения без согласия клиента, говорится в комментарии пресс-службы. При этом банк не блокирует карточные счета клиентов, подчеркнули там. Такую же позицию занял Тинькофф Банк, отметив, что при получении подтверждения перевода сразу осуществляет операцию. Пресс-служба Сбербанка сообщила, что бытовые переводы между гражданами не входят в периметр контроля банка.
На что это похоже. Руководитель дирекции электронного мониторинга процессингового центра Альфа-Банка Алексей Голенищев считает, что требование предоставить документы через WhatsApp, а не через банковский почтовый адрес напоминает мошенничество, но может быть и одной из форм коммуникации банка с клиентом. "К сожалению, форматов и случаев социальной инженерии с каждым днем все больше, и отдельные банки могут ввести в том числе некоторые непонятные (как и в данном случае) процедуры", - сказано в его комментарии, предоставленном пресс-службой.
Насколько это распространено. Финансовый омбудсмен Павел Медведев рассказал, что пока не получал ни одной жалобы на блокировку счетов или карт при p2p-переводах от клиентов банков. Обычно люди обращаются к омбудсмену не сразу после начала действия новых законодательных норм, а через некотрое время. Поэтому Медведев считает, что жалобы на блокировку карт начнутся позже.