Найти тему
Dagpravda.ru

Красота — дело семейное

Оглавление

Балхар... Что сразу всплывает в сознании, когда слышишь это название? Конечно же, украшенный разного рода белыми узорами глиняный кувшин. Немудрено, ведь и по сегодняшний день Балхар – известный в республике и в России аул мастеров-керамистов.

Но начинаешь углубляться в культуру и традиции этого селения и, узнаешь, что древнее искусство ещё с начала своего появления в силу разных причин всегда было занятием сугубо женским. Такова традиция. Сделав такое для себя открытие, резонно задаюсь вопросом: а чем занимаются мужчины селения Балхар, какой находят способ заработка денег?

Как оказалось, мужчины-балхарцы в большинстве своем занимаются ювелирным делом. Это и неплохой способ заработать,  и для многих более интересный, чем лепить горшки.

Загидин Магомедгаджиев – молодой ювелир, имя которого уже известно в профессиональных кругах как весьма одаренного мастера. И неудивительно. Ведь он из рода потомственных мастеров-ювелиров семьи Магомедгаджиевых. И сегодня вместе со своим отцом Магомедгаджи Магомедгаджиевым создает удивительные, уникальные произведения ювелирного искусства в достаточно сложной технике – филиграни (на снимке). И каждый раз отец с сыном стремятся удивить чем-нибудь эдаким, запоминающимся надолго. И им это удается. Говорю об этом с такой уверенностью, потому что однажды самой довелось увидеть и даже потрогать уже успевшие покорить не одного ценителя ювелирного мастерства знаменитые шахматы их работы.

Было это на одном из экспертных советов Комитета по народным промыслам Дагестана. На столе разные украшения десятки – одно лучше другого, кинжалы, поражающие изяществом орнамента на их ножнах, великолепные изделия кубачинцев, в общем, все то, что мы так привыкли видеть и подразумевать, как только заговариваем о работах дагестанских умельцев.

Но вот в центре – работа, приковывающая к себе десятки заинтересованных взглядов. Это и были те самые шахматы. На подставке с фигурной накладкой из красного дерева, бука и ореха величественно возвышаются фигурки, и каждая, даже пешка, выглядит так, словно она главнее всех: гордо, величаво, по-королевски. «С такими шахматами в первое время только и будешь вместо игры сидеть, разглядывать и изучать, как же так мастер сумел превратить эти тонкие металлические загогулины в такое необычное хитросплетение, — подумала я тогда про себя, даже не предполагая, что судьба однажды сведёт меня с одним из мастеров-авторов этого ювелирного чуда и я смогу лично с ним побеседовать.

В день, когда я пришла в гости к Загидину Магомедгаджиеву, он как раз завершал изготавливать женский серебряный пояс. В светлой мастерской, окруженный проволочками, разными инструментами, натуральными  каменьями, и в компании своего маленького сына, то и дело поглядывающего, что же такое интересное делает папа, Загиди и рассказал мне о деле всей своей жизни.

— Вот видите, как он с интересом все разглядывает, чуть ли не под руки лезет, — обращает мое внимание ювелир, говоря о своем сынишке Расулке, в это время неотрывно наблюдавшем, как папа аккуратно приделывает камень к детали будущего изделия. — Вот так и я, будучи совсем мальцом, в классе первом, следил за тем, как работает мой отец. Не успевал прийти из школы и бежал к нему в мастерскую. Видя такое моё желание, он нет-нет да и подкидывал мне посильную работенку: то проволочки подготовить, то еще что. С годами задачки становились сложнее, но моё желание от этого не уменьшалось. Напротив, с каждым разом я все больше хотел не просто помогать, а создавать что-то свое, такое же красивое, как это делает отец.

— И когда вы изготовили свое первое изделие?

 — Было это в классе восьмом. Я тогда сделал браслет. Самый обычный, зато сколько усилий пришлось приложить. А в конце такая гордость и удовлетворенность собой! С этого времени я для себя и решил, что никакая другая профессия мне не нужна. Я нашел то, чем хочу заниматься всю жизнь. Поэтому поступил на отделение художественной обработки металла Дагестанского художественного училища им. М. Джемала. С удовольствием отучился и сейчас продолжаю дело своего отца.

— А какие уроки отца вы переняли?

 — Прежде всего он учил меня и до сих пор учит никогда не быть довольным собой. «Как только ты начнешь верить, что достиг высокого уровня мастерства, ты скатишься с горы, так и не узнав, каково быть на её вершине», — примерно так говорит он мне постоянно. Стараюсь следовать и не забывать. Звездность многих сгубила в расцвете. А ещё отец учит меня не топтаться на одном месте и стремиться совершенствовать свое мастерство, не только изготавливая изделия на продажу для заработка, но и создавая нечто уникальное, не как у всех, стремиться расти как художнику. Для этого мы совместно взялись за изготовление своих шахмат. В других регионах такие изделия создаются уже давно, а у нас, как оказалось, до сих пор не было. Поэтому однажды отец пришел из магазина с коробкой шахмат и начал разбирать, что и как делать. Затем мы продумали дизайн каждой фигуры и приступили к работе. На все про все ушло где-то три года. И вот мы выставляемся. Все спешат потрогать, разглядеть шахматы познакомиться с нами.

Во время нашего разговора сынишка Загидина, улучив момент, пока папа отвлекся, берет одну деталь в руки и что-то пытается с нею сделать.

— Ему всего ничего, а он так интересуется делом, — говорит, не скрывая своего удовольствия Загидин.

— Вижу, вас это радует?

 — Конечно. Я так хочу, чтобы Расул тоже стал ювелиром и продолжил наше семейное дело. Жена против. Она мечтает, чтобы он стоматологом был. Но жизнь покажет, в любом случае я обязательно его научу всему тому, что умею сам. Умение лишним не будет, и то, что делаешь руками, как говорится, запоминается навсегда, и в жизни в любой момент может службу сослужить.

– Кроме создания ювелирных украшений из серебра, какие ещё планы?

 — Мы с отцом хотим всерьёз начать работать с золотом. Для этого в 2003 году даже поехали в один из городов Золотого кольца России – Кострому. Там мы провели где-то год, изучая все премудрости этого дела. Золото ведь не так просто в обработке, как серебро, здесь много своих тонкостей. Но, приехав обратно, мы как-то начали и, завязнув в заказах, отложили эту работу на потом, а теперь надо бы возобновить. Тем более что в последнее время все чаще поступают просьбы о создании изделий из золота наподобие старинных дагестанских украшений. Мода на этно в последнее время вновь накрыла всех с головой. А ещё я хочу заняться изготовлением изделий, в которых бы сочетались элементы из глазурованной керамики и металла. Сейчас активно работаю, собираю материал, изучаю. Уже есть заинтересовавшиеся.

– А что для вас ювелирное дело – ремесло, приносящее доход, или искусство?

— Конечно, было бы несколько пафосно говорить, что это лишь искусство, которому я преданно служу, и все такое. Но для меня это и то, и другое одновременно. Но при этом я никем не ограничен и могу свободно воплощать в жизнь все то, что задумал, а именно это для меня ценнее всего.

Автор: Мадина Ахмедова

Больше интересной информации — на нашем канале. Если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь.