Найти в Дзене

Ландшафтный дизайн – в массы

Ландшафтная компания «Каскад» уже более 10 лет работает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, реализуя проекты по благоустройству территорий. Генеральный директор компании Евгений Барьбов рассказал журналу «Управление бизнесом» о том, как в ландшафтном дизайне постепенно проявляется практицизм и каким может быть рецепт успеха на этом высококонкурентном рынке.

Евгений Барьбов
Евгений Барьбов

– Как возникла идея заниматься именно ландшафтным дизайном? Каким был ваш первый проект?

– Компания «Каскад» – это прежде всего коллектив единомышленников, мы дружим еще со студенческих лет, когда и стали заниматься ландшафтным дизайном. Большинство из нас закончили Лесотехническую академию в Санкт-Петербурге, специализировались на благоустройстве территорий. Так и продолжили заниматься этим интересным и красивым направлением.

Первые проекты вспомнить сложно, тем более что ландшафтным дизайном мы начали заниматься еще в 2000-х в крупной профильной компании. Поэтому, когда в 2008 году мы плавно пришли к решению организовать собственный бизнес, за плечами каждого было уже много реализованных объектов, и это в числе прочих условий помогло запустить сразу несколько проектов по благоустройству загородных участков уже под брендом «Каскад». Компания поступательно росла из года в год: постоянно увеличивали объемы работ, про нас узнавали все новые и новые домовладельцы. В первые годы было 4–5 участков в сезон, потом достигли показателя в 10 проектов в год, сейчас их еще больше. В глобальном смысле количество реализованных проектов не считали, все же они очень разные. Есть крупные, которые ведутся несколько лет, есть небольшие, когда территорию можно благоустроить за месяц. В целом на данный момент у нас более 250 реализованных проектов.

Помимо основного направления стали заниматься сервисным обслуживанием участков. Это очень важный для нас сегмент, который оказался популярным среди наших заказчиков. Участков на сервисном обслуживании все больше, штат садовников постоянно растет. Также организовали продажи растений – работаем с российскими питомниками, привозим из Европы, прежде всего из Польши и Финляндии.

– Ваше видение ландшафтного бизнеса – в чем оно заключается?

– В первую очередь это увеличение доступности. Ландшафтный дизайн должен стать массовым явлением. Еще недавно вызов специального дизайнера для благоустройства территории считался – а может, считается и сейчас! – уделом только состоятельных людей. Но тенденция все большей доступности ландшафтов крепнет с каждым днем, ведь и небольшие участки должны иметь возможности для комфортного проживания. Еще одна тенденция – ландшафтный дизайн становится все более практичным как на больших участках, так и на маленьких. Заказчики перестали думать пафосно и, условно говоря, не покрывают опорные стенки сусальным золотом, а делают их практичными и красивыми. Удобный, комфортный, со вкусом спроектированный и реализованный ландшафт – то, что сейчас в моде.

– Рынок ландшафтного дизайна высококонкурентен. Каким может быть рецепт успешной работы?

– Конкуренция действительно большая, но создается она не столько профессиональными ландшафтными компаниями, сколько частными неквалифицированными работниками. После приобретения участка, строительства дома у домовладельца зачастую остается немного денег на обустройство территории. И возникает желание минимизировать расходы. «Выкопать землю, засеять траву, положить плитку – с этим могут справиться и обычные рабочие. Зачем приглашать специалистов, чьи услуги стоят немного дороже?» – такие мнения превалируют у потенциальных заказчиков. Возможно, рабочие и справятся с поставленными задачами – но вопрос в качестве, то есть в том, сколько этот ландшафт просуществует.

Профессиональные же компании помимо качественного выполнения работ всегда предоставляют гарантийные обязательства. Это в совокупности с доступными ценами и становится одним из факторов успеха в конкурентной борьбе. Конечно, важное значение имеют бренд, портфель выполненных проектов, рекомендации.

– Активно ли привлекаются строители к участию в разработке ваших проектов?

– Скорее строители привлекают нас. Сначала заказчик приобретает участок, где либо уже стоит дом, либо его начинают строить. Это основной объект – то, где владелец будет жить. И только потом создается окружающая среда. Строители приходят на участок, строят – и потом приходим мы. Иногда обращается сам заказчик, но нередки случаи, когда нас рекомендуют строительные компании. Конечно, бывает, что к нам обращаются еще на этапе подготовки проекта, чтобы сделать правильную планировку участка. Рассматриваем различные варианты того, где будет стоять дом, как будет организовано пространство на участке.

– Ландшафтное благоустройство сталкивается с необходимостью применения новых инновационных материалов. Как гармонично соединить природу с техническими решениями?

– Все, что в ландшафте находится под его красивой частью – цветущими деревьями, зелеными газонами, – создается по общестроительным правилам и нормам, инноваций в нашем сегменте не так много. Конечно, появляются новые виды финишных материалов, тротуарные покрытия становятся более разнообразными, лучше происходит обработка натурального камня и так далее.

Но ландшафт – это прежде всего природа: есть законы роста травы, растений, и это является базовым принципом для любого ландшафтного архитектора.

– Какими качествами должен обладать ландшафтный дизайнер?

– Любой творческий специалист должен быть талантлив и профессионален. Ландшафтный дизайнер должен хорошо знать растения, не только их виды, но и сорта, изучать современные материалы и технологии и, конечно, иметь архитектурный вкус. Конечно, необходимо знание современных компьютерных программ, хотя встречаются безумно талантливые дизайнеры, которые могут нарисовать проект на бумаге буквально несколькими штрихами.

– Планы по развитию компании в среднесрочной перспективе – какие они?

– Планы компании совпадают с тем видением развития бизнеса, о котором я уже сказал: мы будем и дальше делать ландшафтный дизайн более доступным. Хорошие дорожки, водоемы, ровный газон – это сложно и недешево, но мы стараемся оптимизировать расходы. Ни в коем случае не за счет снижения качества применяемых материалов. Есть другие возможности – увеличение скорости работ, их более высокая организация.

Работаем над тем, чтобы было доступным и наше сервисное обслуживание. Делаем упор не на огромные объекты – хотя и такие есть в нашем портфеле, – а на хорошие доступные ландшафтные проекты, которые может позволить себе каждый домовладелец, чтобы получить комфортную, атмосферную среду для проживания.

Георгий Дмитриев
Георгий Дмитриев