Проблема госдолга и на федеральном, и на региональном уровне требует каких-то решений, каких-то действий. Очень важно соотношение в структуре долга между долгами коммерческим банкам и дешевыми межбюджетными кредитами. И выпуск региональных облигаций – лишь один из способов снизить нагрузку на бюджет.
Здесь уместно вспомнить, что Нижегородская область была первым в истории России субъектом федерации, где опробовали облигации регионального займа. Это были так называемые «немцовки», у меня они тоже были. Этот опыт был достаточно успешным, никого не обманули, всем вернули все положенное. Впоследствии, насколько мне известно, выпуск региональных облигаций приводил только к усилению закредитованности.
В принципе, региональные займы – вещь хорошая, когда регион развивается. Потому что идея любых облигаций и займов – как внутренних, так и внешних, работает в случае, если регион развивается и привлекаемые средства направляются в реальный сектор экономики, в инфраструктурные проекты – в то, что увеличивает валовой региональный продукт. Такие займы окупаются. Если же, как это иногда бывает, регион просто проедает деньги, тогда долги становятся обузой для следующих поколений.
К чему приведет размещение десятимиллиардного займа Нижегородской области, сказать трудно, но это испытанный инструмент. Бывало так, что его применение оправдывалось.
Проблемы могут возникнуть, если социально-экономическая обстановка продолжит ухудшаться. Но в этом случае проблемы будут не только с региональным долгом. И не только у нас. Поэтому не стоит считать выпуск облигаций рискованным решением. Нужно только правильно распорядиться этими деньгами.
Успешность займа во многом определяется доверием людей к тем, кто их эмитирует. Немцову, когда он был губернатором, народ доверял. Он пообещал, что купившие облигации не будут обмануты – а тогда мало чьим гарантиям верили, – и люди действительно не были обмануты, что еще более укрепило доверие людей к региональной власти.
На мой взгляд, уровень доверия и сейчас вполне достаточен. По крайней мере, новая администрация еще ничем себя не запятнала, действует в принципе грамотно, имеет хорошие связи с Москвой, получает федеральные деньги, то есть, делает то, что и должна делать. В регионе, который трясет, идея займа вряд ли будет успешно реализована – ее не поддержат ни рядовые граждане, ни инвесторы.
Инвестор имеет в виду три цели – сохранность, доходность и рост. В какие активы вкладываться тем, у кого есть деньги? Вряд ли тут может играть роль квасной региональный патриотизм – люди оценивают риски. Если они считают, что власти можно доверять, то будут вкладывать свои средства. Нельзя доверять – не будут.
Если Нижегородской области удалось разместить заем, значит, бизнес смотрит на ситуацию с оптимизмом. Хотя тут есть и другая сторона дела – в нормальной экономической ситуации предприниматель вкладывает средства в свой бизнес, который приносит существенно большую прибыль, чем проценты по облигациям.
Александр Мазин