Глава Счетной палаты России продолжает говорить о стагнации в российской экономике, копаясь в прошлом и отказываясь решать проблемы в настоящем
Алексей Кудрин признался, что последние десять лет Россия живет с темпами роста в 1%, чего после Второй мировой войны в российской экономике еще не было. Потом он, правда, поправился у себя в микроблоге, добавив в качестве исключения период с 1990 по 1998 год, “когда из-за развала СССР, рухнувшей плановой экономики и снижения цен на нефть рост ВВП серьезно упал”.
Слова о “застойной яме”, в которую попала российская экономика, бывший министр финансов и нынешний глава Счетной палаты РФ высказал на полях V Международного форума Финансового университета при правительстве “Как попасть в пятерку”, который с 27-29 ноября проходит в Москве.
Сейчас наша страна продолжает находиться в стагнации, т.к. потенциальные темпы роста ВВП в настоящее время, по оценке Алексея Кудрина, составляют примерно 1,6%, передает корреспондент РБК. Как заявляет главный финансовый аудитор страны, российское правительство уже снизило прогноз по росту ВВП в 2018 году с 2,1% до 1,8%. Но эта цифра может оказаться еще ниже, даже если цены на нефть увеличатся вдвое.
Кудрин продолжает говорить о том, что нефть больше не может быть для России экономическим драйвером и нужно искать новые способы развития, цитирует финансиста РИА “Новости”. Он также напомнил, что в предыдущий президентский цикл в момент выборов была открыта большая дискуссия о необходимости строительства новой экономической модели. Но дальше обсуждения дело не пошло.
Это уже не первое заявления главного экономического либерала страны о поиске новых драйверов развития экономики. Накануне про то, что цены на нефть больше не влияют на состояние российской экономики, Алексей Кудрин говорил в эфире передачи “Действующие лица с Наилей Аскер-заде” от 26 ноября на канале “Россия 24”. Ссылаясь на предложение в указе президента Владимира Путина об удвоении несырьевого экспорта, Кудрин вдруг начал говорить о том, что в первую очередь нужно увеличить долю экспорта товаров переработки нефти и газа, продуктов химической промышленности, отдельных вакцин, также расширять гражданское направление в ядерной отрасли. Такой пассаж можно расценить как неожиданную поддержку промышленности в стране, чего раньше за разговорами о риске санкций не было слышно в риторике господина Кудрина.
Но если бы за этими словами с экрана телевизора и на площадках форума стояли реальные цели и задачи, то глава Счетной палаты, на деле разыскивающий новые драйверы для российской экономики, не скупился бы на своих представителей на дискуссиях с промышленниками, т.е. с теми, кто напрямую работает на искомый рост ВВП.
Если бы Алексей Кудрин был заинтересован в экономическом росте, он бы направил своих сотрудников Счетной палаты в понедельник в Торгово-промышленную палату России (ТПП РФ), чтобы собрать предложения от промышленников. Как мы знаем, в последний момент представители от Счетной палаты отказались участвовать в открытом заседании, о котором мы писали ранее.
Между тем промышленники в рамках открытого заседания Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России заявляли, что могут и готовы увеличивать темпы своего производства при условии менее жесткой денежно-кредитной политики Центробанка. Для реализации задачи по двукратному увеличению несырьевого экспорта нужно вводить новые механизмы и инструменты в макроэкономическую политику страны. На данный момент в стекольной промышленности на 1,5-2 раза объем новой техники уступает устаревшему оборудованию, что порождает огромный спрос на кредитные ресурсы. Но вот со стороны предложения наблюдаются большие проблемы. Несмотря на работу Минсельхоза России и наличие в отрасли нескольких льготных механизмов кредитования, банки все равно не готовы давать деньги производственникам, потому что российская промышленность считается рискованным вложением. За последние пять лет инвестиции в основной капитал отрасли увеличились только на 1,2%.
Аналогичные шокирующие цифры может предоставить любой руководитель предприятия, существующего на рынке дольше пяти лет. Однако эти цифры как и предложения отказывается слушать как Банк России, так и Счетная палата, систематически игнорируя заседания Торгово-промышленной палаты РФ. Это говорит больше, чем все цитаты деятелей, циркулирующие из одного СМИ в другое. Экономический блок страны не настроен на рост ВВП и поиск новых драйверов развития, потому что за шесть лет было предложено множество решений, которые отбросили еще на стадии идеи.
Алексей Кудрин сейчас говорит очевидное для экономистов и тех, кто работает на рост производства в стране. Но конкретных предложений, как и инициативы изменить status quo от него не исходит. Он ездит из форума в форум, становится героем имиджевых передач и занимается больше демонстрацией себя, чем российской экономикой. Мы уже год пишем о том, что именно его готовят на пост будущего премьер-министра России, который сменит Дмитрия Медведева. И если раньше это могло казаться бредом, то сейчас приобретает все более выраженные черты.
Он хорошо подходит на эту роль со своим новым образом “друга Путина, разбирающегося в экономике, и не боящегося спорить с президентом”. Поэтому весь этот дискурс о развитии экономики и поиске новых драйверов — политическая игра перед очевидной сменой неоправдевшего себя правительства.
А пока этого не произошло, экономический блок правительства уже нашел новый драйвер для российской экономики, которым стало население. Люди стали новой нефтью, из которых теперь через налоги, акцизы и платежи выкачивают деньги на все то, что любое государство обязано гарантировать своим жителям. Мы сами оплачиваем себе социалку, терпя ежегодное недофинансирование образования и здравоохранения. Закрываем на это глаза и слушаем об ужасах военного времени, как-то не думая, что после войны уже прошло 73 года. Мы живем в мирное время без прямой вооруженной агрессии против нас, но с правительством, не заинтересованном в качестве жизни своего населения.
Читайте нас также:
Telegram: @gosrf_ru
Facebook: @gosrf
Одноклассники: @gosrf
Twitter: @gosrf