В аэропортах РФ сотрудники Роспотребнадзора тепловизорами осуществляют санитарно-карантинный контроль, тормозя завоз вируса Коксаки возвращающимися на Родину из Турции. Санитарный врач вместе с сотрудником медицинской службы аэропорта, как правило, фельдшером, без всяческих ПЦР и анализов кала выявит заболевшего энтеровирусной инфекцией, поставит предварительный диагноз и отправит в инфекционное отделение. По замыслу Роспотребнадзора, летевших с инфицированным «условно здоровых пассажиров» тоже перевезут в медицинскую организацию «для наблюдения в условиях изоляции».
«Существует более 150 видов болезней, при которых поднимается температура. Это не показатель. <…> Вирус довольно банальный, один из самых обычных, люди с ним периодически сталкиваются, только не знают, что это он. Например, на курортах в конце сезона, особенно в августе», - считает завлаб молекулярной биологии вирусов НИИ полиомиелита и вирусных энцефалитов РАН Александра Гамбарян. В прошлом году Роспотребнадзор в 241 пограничном пункте проверил температуру у 21.6 млн человек, у 2 275 (0.01%) заподозрил и не подтвердил лихорадку Эбола.
Во время эпидемий ВОЗ не рекомендует прекращать и даже сокращать пассажирские перевозки, заботясь о мировых бизнес интересах. Теоретически самолёты, как любое замкнутое пространство, способны помочь быстрому распространению инфекционного агента, сильно способствуют большая длительность контакта и близость инфицированного. Аэрокосмические инженеры и математики Госуниверситета Аризоны и Университета штата Флорида рассмотрели факторы, способствующие большему санитарно-эпидемическому неблагополучию на борту самолёта.
Личную уязвимость иммунитета человека в расчёт не брали, только модифицируемые организационно-технические характеристики полёта. Оказалось, что в маленьком салоне вероятность инфицирования ниже, и дело не в скученности, а в вероятности попасть на один рейс с больным. Минимальна возможность неблагоприятного соседства в салоне, где размещается не более полутора сотен пассажиров и короче по времени посадка на рейс, поэтому можно не успеть «зацепить» инфекционный агент в очереди к трапу.
Указание в билете конкретного кресла и поиск его пассажиром вредят здоровью больше, чем рассадка на любое свободное место. Метание больного по салону в поисках «своего» места способствует рассеиванию инфекции, и эта вторая по значимости опасность для здоровья окружающих. Как в реальной жизни происходит заражение на борту самолёта, неизвестно, всё это только математические выкладки, но эпидемии лихорадок Эбола и Зика показали, что вероятность инфицирования в самолёте минимальна и почти нереальна.
У туристов из Турции начали мерить температуру в аэропортах (iz.ru)
Complex dynamics of synergistic coinfections on realistically clustered networks - Proceedings of the National Academy of Science of the USA (www.pnas.org)
Ученые выяснили, как не заражаться от больных попутчиков в самолете (indicator.ru)
Multiscale model for pedestrian and infection dynamics during air travel (journals.aps.org)
А также по теме:
Что могут сделать заболевшие с известным им источником инфекции? Да, ничего не могут, даже лицо набить ему нельзя – предусмотрена уголовная ответственность за нанесение побоев, а за болезнь всего организма и её тяжкие последствия ничего не будет…
В передаче инфекции от животных человеку обвинили летучих мышей, хотя мыши – невольно пострадавшие от человека: на западе Чёрного континента и в центральной его части суп и копчёности из мышей считаются деликатесом…