Найти тему
Слон и ухо

«Последний самурай» Хелен ДеВитт

Эта книга из тех, о которой хочется рассказывать всем и каждому. Щас попробую.

Одна из лучших вещей в жизни — книга, с которой можно провести упоительные часы вдвоем, и никто не будет нужен — передана "Самураем" так соблазнительно и так живо, что чуть дочтешь ее до конца, как немедленно хочется отмотать назад и читать снова. О радости познания, о счастьи узнавать, учить языки, покупать учебники по квантовой физике, о чтении саг, Книги Бытия, слушании музыки, мы с вами конечно знаем. Но иногда забываем за суетностью дней.

Мне было сложно начать читать "Самурая". Я думала: еще одна книга об аутистах, обрывки фраз, куски из фильмов, числительные по-гречески. Но, думала я, ОК, прочла же я "Улисса" с комментариями, давай попробуем и это. Через пару десятков страниц я глубоко прониклась, так что не пугайтесь начала. Потом будут и упоительно смешные страницы, и очень грустные.

Книга странно написана, она и простая, и сложная.

Она похожа и на пьесу обильными диалогами, и конечно, там много внутренней речи.

Главные герои -- странный мальчик и его мама. В начале книги мальчику 3, 4, потом 6, и наконец 11. Закончившая Оксфорд мама, знающая прорву языков, перепечатывает старые номера журналов о рыболовстве, садоводстве и кажется о каяках -- за сущие копейки. Мальчик между делом (он не ходит в сад; зимой у них дома так холодно, что приходится часами кататься в метро, чтоб не замерзнуть) учит языки, древнегреческий, латынь, древнееврейский, исландский, норвежский, и мы будем в этой кухне, его голове, примемся читать с ним учебники по аэродинамике, саги, учить периодическую таблицу и ээ, преобразования Фурье. Еще там немного про шахматы, я пас, Докинза, путешествия, Галапагосы, Гималаи, на мулах через Анды, 1001 ночь, школу, дзюдо, японский, Алкана, Баха, Глена Гульда. Что я забыла?

Но все это не так важно, потому что есть штуки, которым не выучишься по книгам. Людо хочет найти отца, и это квест, в котором все, что он знает, ему пригодится, но будет недостаточно. Этика не дается просто так. Он попробует писателя-путешественника (черт, там есть книги, которые я читала и которые хотела), и его отец не Тур Хейердал:), он попробует нобелевского лауреата, филантропа и просветителя, он попробует героя и борца, который окажется слабым и покончит жизнь самоубийством, художника и музыканта, короче, читайте сами. И благодаря всем своим странствиям лучше поймет Сибиллу.

Если вы думаете, что я Людо или Сибилла, вы не правы:) Я чистый отец номер один, с поверхностной эрудицией, логическими ошибками, с непрочитанным листком о Розеттском камне, ошибками в рассказах о теории эгоистичного гена.

Но! я до сих пор помню восторг и счастье, с которыми я бралась за первые толстые книги. Я до сих пор помню, как мне хотелось прочесть все книги, которые упоминали в моем присутствии. Короче, читайте, пипл

.