Мы помним школьные летние каникулы как счастливое и беззаботное время, когда можно забыть о школе и вдоволь насладиться свободой. Ученые подтверждают: летние каникулы являются прекрасным временем для всестороннего развития детей и укрепления семейных связей.
В рамках проекта сотрудники компании HomeToGo (метапоисковая система по предложениям жилья для отдыха) опросили психологов, педагогов и ученых, которые рассказали о пользе длительного отдыха во время летних каникул.
Знания на практике
В ходе длительных летних каникул дети получают «перезагрузку» после 9 напряженных месяцев в школе или детском саду, но это не значит, что за время безделья они все забудут. Педагог лаборатории специальной психологии Марина Простова говорит, что детский мозг использует это время, чтобы переосмыслить полученные знания и научиться их применению на практике.
«Летний отдых крайне необходим детям. Они отвлекаются от учебной деятельности, но в то же время все, что они узнали в школе, укладывается у них в практическом применении. Т.е. собственно учебные лагеря им летом тоже не очень нужны» - Марина Простова, педагог лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ НПЦЗД Минздрава РФ.
Школа дает не только знания, но учит взаимодействию в обществе, а летние каникулы предоставляют прекрасную возможность потренировать навыки общения. Новый коллектив ждет ребенка в детском лагере, на даче, в поездке на море и даже во дворе – и именно во время длительного взаимодействия на летних каникулах дети расширяют социальные связи, учатся общаться с разными людьми и пробуют себя в разных ролях. Это особенно важно для тех детей, у которых возникли трудности со школьным коллективом – летом они могут завести новых друзей, улучшить социализацию и потренировать навыки общения.
Всестороннее развитие
Во время летнего отдыха в мозгу активируются две системы: «игра» и «поиск», когда ребенок познает окружающий мир через игру и игровые формы взаимодействия. Это не пустое времяпрепровождение - когда эти системы работают, в мозгу вырабатываются нейрохимические вещества, отвечающие за счастье и хорошее настроение. Изменение обстановки стимулирует развитие концентрации, снижение стресса, улучшает способности к обучению и навыки планирования.
Особенно благоприятно на детей влияет отдых на свежем воздухе. Ученые университета Иллинойса доказали, что даже за 20 минут на природе улучшается концентрация, а также снижается давление и уровень стресса. Особенно полезно нахождение на свежем воздухе детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Как проводить каникулы?
Существует множество способов провести каникулы – отдых на даче, поездка на море или в детский лагерь, путешествие по стране или за рубежом, – но наиболее продуктивными с точки зрения развития и познания нового являются путешествия вместе с родителями. Путешествия приносят чувство счастья и удовлетворения, позволяют лучше познать себя, свои умения, навыки и потребности, а также развивают кругозор и широту взглядов.
Ученые университета Индианы провели исследование, доказывающее, что даже мысли о путешествии и планирование поездки способны приносить счастье. После своего окончания путешествия наполняют чувством удовлетворенности и впечатлениями на долгое время.
Еще одно преимущество совместных путешествий родителей и детей – это возможность укрепить семейные связи, лучше узнать и научиться понимать друг друга. Благодаря таким поездкам у детей повышается уровень доверия родителям, появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Во время совместных поездок дети учатся и перенимают навыки взрослых, учатся новым видам взаимодействия на примере родителей и с их помощью познают мир.
Логопед Яна Полей о совместном отдыхе: «Длинный, ленивый или активный отдых ребенка вместе с мамой и папой, без отчетов в виде уроков, без особых требований, только отдых и общение – это прекрасно! Заодно и узнать можно многое интересное о родителях или о ребенке».