Россия сумела преодолеть последствия распада Советского Союза, однако сегодня перед нашей страной стоят новые вызовы. В рамках цикла публикаций, подготовленных на основе доклада «Тезисы по внешней политике и позиционированию России в мире (2017 – 2024 гг.)» мы рассмотрим, какие ответы готовит на них наша страна
Потенциал
Россия сумела преодолеть угрозу дезинтеграции и наиболее тяжелые политические последствия распада Советского Союза.
Прямая военная агрессия против России маловероятна даже несмотря на количественное превосходство соседних государств и альянсов. Причина – ядерное оружие и модернизированная армия.
Экономический потенциал России, ее внутренний рынок, несмотря на имеющиеся серьезные проблемы, дают ей возможность играть значимую роль в процессах экономической интеграции в Евразии.
Россия имеет возможность играть активную роль сразу в нескольких регионах и функциональных областях
Россия — это образованное, многокультурное и многоконфессиональное общество, с вековыми традициями общежития самых разных народов. Русский — один из мировых языков, а русскоязычная диаспора — в числе крупнейших в мире.
Россия имеет возможность играть активную роль сразу в нескольких регионах и функциональных областях, она является активным посредником в решении целого ряда международных конфликтов и проблем.
Ограничения развития
Вместе с тем, Россия отстает в целом ряде критически важных областей, что подрывает суверенитет страны, сводит ее внешнюю политику к узкому набору инструментов. Преодоление отставания — стратегическая задача, определяющая позиционирование России в мире.
Необходима более активная модернизация экономики страны, как инфраструктурная, так и направленная на создание благоприятной среды для отечественного предпринимательства и привлечению иностранных инвестиций.
Преодоление отставания — стратегическая задача, определяющая позиционирование России в мире
Риски деградации человеческого капитала остаются высокими, даже при том, что некоторые тенденции удалось переломить. В частности, сохраняется угроза депопуляции вследствие стандартной для европейских стран рождаемости и при этом аномально высокой смертности. Все еще высокий уровень образования размывается утечкой талантливых кадров. При высоких налогах все менее доступными становятся здравоохранение, образование и другие общественные блага.
Система управления остается сверхцентрализованной.
Отставание экономики и институтов управления государством от лучших мировых практик – это огромная угроза для суверенитета и целостности страны. Преодоление этого отставания в условиях закрытости от внешнего глобализирующегося мира невозможно. В то же время, участие в глобализации и открытость страны при условии существующей коррумпированности институтов угрожает скатыванием к статусу сырьевой колонии.
Ложный выбор
Острые противоречия с коллективным Западом — реалии современной внешней политики России. Украинский кризис привел к лавинообразному обострению противоречий, копившихся в отношениях с западными партнерами еще с 1990-х гг.
России удалось преодолеть попытку дипломатической изоляции, адаптироваться к санкционному режиму, укрепить отношения с КНР и другими стратегическими партнерами, сыграть активную роль в сирийском вопросе.
В долгосрочной перспективе конфронтация с Западом вредит России
Однако, в долгосрочной перспективе конфронтация с Западом вредит России. Возрастает риск втягивания в изматывающую для страны гонку вооружений. Сокращаются возможности по привлечению инвестиций. Сужаются возможности для российского бизнеса за рубежом. Сохраняются очаги нестабильности на Украине вблизи государственных границ. Затрудняется координация в решении общих глобальных проблем и вызовов безопасности. Возникают сложности в процессе евразийской экономической интеграции. Страна несет репутационные потери, во многом из-за развязанной информационной войны.
Конфликт с Западом искусственно ставит Россию перед ложным выбором между суверенитетом и безопасностью с одной стороны и участием в глобальных трансграничных взаимодействиях с другой.
Избежать крайностей
Позиционирование России в мире должно избегать двух крайних альтернатив.
Первая альтернатива — самоизоляция страны, милитаризация хозяйства
общества, жесткая централизация на фоне вовлечения во все новые конфликтные ситуации. Сценарий «Крепость Россия» может дать тактический выигрыш, но стратегически неизбежно приведет к тяжелейшим потрясениям, будучи, по своей сути, моделью пассивного реагирования на кризисные ситуации.
Позиционирование России в мире должно избегать двух крайних альтернатив: самоизоляции и односторонних уступок
Вторая альтернатива — хаотичное отступление, односторонние уступки и сдача позиций под влиянием резкого обострения внутренних проблем и кризиса государственности. В этом случае произойдет маргинализация на международной арене из-за утраты потенциала страны. Слабость экономики и институтов не сможет быть компенсирована в этом сценарии даже военно-политической мощью.
Обе альтернативы чреваты катастрофой для страны. России необходима прагматичная сбалансированная внешняя политика в интересах внутреннего развития государства и общества.
Срединный путь
Участие в глобализации, внешняя политика в интересах развития страны при сохранении стратегической самостоятельности в вопросах безопасности — ключевая цель позиционирования России в мире. Для достижения этой цели требуется решение нескольких взаимосвязанных задач.
1. качественные изменения политики на постсоветском пространстве через создание привлекательных институтов экономической интеграции и коллективной безопасности. Выход за рамки «постсоветской» парадигмы через сотрудничество с внерегиональными партнерами.
2. активное развитие незападных направлений экономического и политического сотрудничества. Зачастую существует дисбаланс между высоким уровнем политического доверия и относительно слабым экономическим взаимодействием (Китай, Индия). Необходимо использование энергии роста новых центров развития в Азии в интересах преодоления нашего отставания.
3. изменение духа отношений России и Запада от конфронтации к взаимовыгодному сотрудничеству в полицентричном мире. В частности, недопущение гонки вооружений и решение вопросов безопасности. Избирательное сотрудничество по общим проблемам.
4. добиваться реформы ООН и адаптации организации к новым реалиям, предлагая собственные инициативы в сотрудничестве с зарубежными партнерами. В интересах России — продвижение концепции глобальных благ и глобальной ресурсной безопасности.
5. увязка внешней политики с задачами внутреннего развития. Диверсификация инструментов внешней политики. Более широкое вовлечение в международное сотрудничество регионов страны, бизнеса, университетов, некоммерческих организаций.