Каким станет в будущем Единый государственный экзамен? Этот вопрос волнует прежде всего родителей, чьим детям предстоит сдавать ЕГЭ через год, через пять или семь лет. Что изменится? К чему готовиться? Слухи о том, что ЕГЭ отменят, появляются каждый год. Но что же будет, если вдруг его отменят? Своим личным взглядом на эти вопросы с «ФедералПресс» поделилась автор проекта «Онлайн-Школа репетиторов», создатель образовательной компании «ЕГЭ-Студия» Анна Малкова:
«ЕГЭ не лишен недостатков, но можно сказать уверенно, что поступления в вузы автоматически, бесплатно и без экзаменов точно не будет. Отмены баллов и оценок тоже не будет. И если (что маловероятно) ЕГЭ решат отменить, на его место придет другой экзамен, с другим названием. Что это значит, мы все очень хорошо знаем на примере новых программ и новых учебников, когда в результате – много шума, распил бюджета и ничего хорошего по существу.
У ЕГЭ есть свои плюсы. Этот экзамен существует более 10 лет. Варианты ЕГЭ постоянно улучшаются и сейчас охватывают все темы школьной программы и вступительных экзаменов в вузы. В целом ЕГЭ отвечает той цели, для которой был введен – проверке знаний выпускников. При этом ошибочно считать, что ЕГЭ – это «угадайка».На самом деле это не тест, где из нескольких ответов надо выбрать один. Подготовить к ЕГЭ путем «зазубривания» или «натаскивания» на правильные ответы невозможно. Задания каждый год разные. Для того чтобы их решить, нужно уметь думать. Нужно грамотно формулировать свои мысли. И главное достоинство ЕГЭ – этот экзамен исключает возможность выставления «нужной оценки» по предварительной договоренности. Так надо ли его отменять?
Как сделать ЕГЭ лучше? Превратить его из пугала для родителей и старшеклассников в «экзамен с человеческим лицом»? Я уверена, при условии разумного подхода, сделать можно очень много. Перечислю свои предположения о будущем ЕГЗ.
Во-первых, сейчас основная волна школьников сдает ЕГЭ один раз в год. Если результат не устраивает, пересдать можно только через год. Получается, что есть такой решающий день в году, когда надо быть в идеальной форме, чтобы сдать экзамен, например, по математике. И это предполагает серьезную психологическую нагрузку и ничем не обоснованный стресс. Если у школьника будет возможность сдавать ЕГЭ трижды в течение учебного года, причем ближе к его окончанию, а засчитываться будет лучший результат, то сдавать ЕГЭ станет намного комфортнее.
Во-вторых, ЕГЭ по каждому предмету содержит огромное количество заданий. Можно сказать, что ЕГЭ – это «два в одном». И выпускной экзамен за курс общеобразовательной школы, и вступительный экзамен в вуз. И на выполнение всех заданий дается всего 3 часа 55 минут. Например, ЕГЭ по математике содержит 19 заданий. Из них 12 – более простые, и засчитывается там только правильный ответ. Другие 7 задач – сложные, и предоставить надо не только ответ, но и отлично оформленное решение. Эти задачи по сложности можно сравнить с теми задачами вступительных экзаменов в вузы, которые когда-то решали абитуриенты. Многим абитуриентам просто не хватает времени, чтобы сделать все меньше чем за 4 часа. Для чего такая гонка? Не лучше ли сократить количество заданий?
Третье, и самое главное. Сейчас для родителей, для учителей и абитуриентов ЕГЭ часто оказывается главной и единственной целью. «Вот сдашь ЕГЭ, тогда и подумаем о будущем». Иногда это звучит так: «Вот сдашь ЕГЭ – тогда и выберем, куда поступать». На курсы надо ходить, чтобы сдать ЕГЭ, с репетитором заниматься, чтобы сдать ЕГЭ. Но на самом деле ценны не столько баллы ЕГЭ, сколько реальные знания и обдуманное планирование будущего».