Найти тему

Икона Божией Матери "Смоленская" и ее чудотворные списки (копии)

10 августа Русская Православная Церковь празднует день иконы Божией Матери "Смоленская". Эта удивительная икона Пресвятой Владычицы, прославленная за долгие годы русской истории многочисленными чудесами, имеет сразу несколько почитаемых списков (копий), которым также воздается похвала в этот день.

Икона Божией Матери, именуемая Одигитрия – "Путеводительница", согласно Преданию, была написана апостолом и евангелистом Лукой во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. По мнению святителя Димитрия Ростовского, икона была создана в ответ на прошение антиохийского правителя Феофила. Со временем из Антиохии она была перенесена в Иерусалим, а затем в Константинополь, где была помещена во Влахернский храм.

Далее святым образом свою дочь Анну благословил император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая ее в 1046 году за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, а он перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия "Смоленская".

В ХIV веке икона была перенесена в Москву. Но спустя век  по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, святой образ был возвращен в Смоленск, но в Москве остались две копии иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. И празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (10 августа по новому стилю) было установлено в 1525 году также в память возвращения Смоленска России.

До 1941 года древний чудотворный образ Божией Матери "Смоленская" находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы, построенном в 1667 -1679 году. Дальнейшая судьба древнего образа неизвестна.

В настоящее же время в Смоленске прославилась многими чудесами другая икона Пресвятой Богородицы "Смоленская". Она была написана в 1602 году и поставлена на крепостную стену. Несмотря на штурм города войсками Сигизмунда III в 1609 - 1611 гг. икона не пострадала. Перед ней Государь  Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году. Через сто пятьдесят лет над Днепровскими воротами была сооружена каменная церковь, в которую перенесли чудотворную икону. 

Отечественная война 1812 года была ознаменована особой ролью иконы Божией Матери "Смоленская". Перед ней молились тысячи людей, она пребывала в самые страшные моменты в самых страшных местах войны. Также было и с этим списком – он был перенесен артиллерийскою ротою полковника Глухова в стан русских войск и находился в 3-й походной дивизии А.П. Ермолова. Перед этой святой иконой служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, перед нею же главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Пресвятую Заступницу о помощи и спасении России. Накануне Бородинской битвы икону носили по всему лагерю для укрепления и поддержки мужества русских воинов. После освобождения от неприятеля икона была возвращена в Смоленск. 

Сейчас эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона была отреставрирована, украшена ризой с множеством цветных камней. 

Святая икона Божией Матери "Смоленская" – одна из главнейших святынь русской земли. У нее существует несколько  почитаемых списков, празднование которым также положено в этот день: Устюженская, Выдропусская, Христофоровская, Супрасльская, Югская, Игрицкая, Шуйская, Седмиезерная, Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре).

"Устюженская" икона получила название в честь города Устюжна Новгородской губернии (ныне Вологодская область), где находилась. В начале ХVII века жители города после молитвы перед святым образом Царицы Небесной были избавлены от нашествия шведов и поляков.

"Выдропусская" икона находилась в храме великомученика Георгия в селе Выдропусске Новгородской губернии. Во время пожара святой образ остался неповрежденным. Икона была взята в Муром во второй половине XV века одним из воинов. Но во время молебна  после чтения слов Евангелия "... и возвратися в дом Свой" (Лк. 1, 56) налетел вихрь, свод храма открылся, и икона Божией Матери чудесно перенеслась назад - в церковь села Выдропусска. После этого воин покаялся и совершил пешее путешествие в Выдропусск, умоляя Богородицу простить его. В ХVI веке эта святая икона была взята в Москву, с нее сделан точный список для церкви села Выдропусска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения города Торжка.

Икона Божией Матери Одигитрия "Христофоровская" связана с именем прподобного Христофора Сольвычегодского. Ею святого благословил духовный отец преподобный Лонгин Коряжемский. Святой образ пребывал в монастыре, построенном в 1555 годы преподобным Христофором на берегу реки Малая Коряжемка (современная территория Архангельской области), и прославился чудесами. Одно из чудес произошло с царицей Анастасией, супругой царя Иоанна IV Васильевича.  Преподобный Христофор был вызван царем к недугующей государыне. С собой он принес чудотворный образ воду из святого источника, находившегося неподалеку от монастыря. Царица приложилась к иконе и испила воды, после чего почувствовала облегчение от недуга и вскоре поправилась. После кончины преподобного Христофора чудотворную икону перенесли в Коряжемский Николаевский монастырь, основанный святым Лонгином. Она пребывала в Благовещенском храме обители вплоть до ХХ века. Судьба иконы после закрытия монастыря и разрушения храма в 1933 году неизвестна.

Cупрасльский список с иконы Божией Матери "Смоленская"  был пожертвован в 1503 году архиепископом Иосифом Солтаном Супрасльскому монастырю Благовещения Пресвятой Богородицы в Гродненской губернии (ныне территория Польши). Икона прославилась исцелениями молящихся перед ней больных. В годы Первой мировой войны монахи, спасаясь от наступающих немецких войск, забрали также с собой в Россию и чудотворную икону. В Супрасль образ уже не вернулся, и его дальнейшая судьба неизвестна. В настоящее время в церкви Иоанна Богослова находится копия иконы, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Сам монастырь сильно пострадал во время Второй мировой войны. В 1996 году тщанием православных жителей Польши монастырские постройки были переданы возрождённому в 1989 году православному монастырю в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 

Икона Божией Матери "Югская" была явлена в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря преподобному Дорофею. Явление произошло во время нашествия шведов. Пресвятая Владычица  повелела преподобному взять Ее образ в указанном Ею месте, отнести образ в пределы Ярославской епархии и там основать обитель. После прихода святого на нужное место, икона, помещенная на дерево, перестала сдвигаться с места. Старец понял это, как указание. И остался там жить. К нему начали приходить местные жители, по молитве перед иконой стали совершаться чудеса. Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Святейшему Патриарху Филарету были представлены данные о совершавшихся чудесах, после чего последовало благословение на основание на реке Юг обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1654 году заступлением Богоматери в тех местах прекратилась распространившаяся моровая язва. 

Икона Божией Матери "Игрицкая" была явлена в 1624 году в местности Игрица у реки Песочни, недалеко от города Костромы. Крестьяне обнаружили икону в старой полуразрушенной церкви, бывшей в полном запустении после моровой язвы в течение 50 лет. Икона находилась на престоле и блистала, словно только что написанная. После первого молебна прозрел ослепший боярский сын. Тогда четыре христианина остались жить около запустелой церкви и приняли иноческий постриг. Впоследствии на месте явления иконы Богоматери была выстроена новая церковь и возникла иноческая обитель – Песоченский монастырь. Сначала был создан деревянный храм в честь Смоленской иконы Божией, а затем и каменный. С левой стороны от царских врат помещалась чудотворная икона, на 12 клеймах которых были изображены чудеса, явленные Пресвятой Богородицей. После закрытия монастыря в 1919 году икона была перенесена в церковь святителя Николая села Песочного, после закрытия храма - в Воскресенскую церковь села Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 году. Точный список с иконы был сделан в начале XIX в. в Игрицком монастыре. После хищения иконы Божией Матери "Игрицкая" список был тщательно оберегаем и тайно сохраняем по домам прихожан. В 2008 году список  был передан в Александро-Антониновскую церковь города Костромы.

Икона Божией Матери "Седмиезерная" прославилась чудесами в пределах Казани в ХVII веке. Она находилась в Богородицкой Седмиезерной пустыни близ города. В ХVII века по всей России свирепствовала моровая язва, которая достигла и Казани. От нее за небольшой срок умерло 48 000 человек,  т.е. почти все население города. Вскоре одной благочестивой монахине было во сне видение: светлый муж повелел, чтобы горожане установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери. Жители так и сделали, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, была возвращена в Седмиезерную пустынь. Вторично Божия Матерь избавила от той же эпидемии Казань в 1771 году.

Икона Божией Матери "Шуйская" была написана в 1654 - 1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи. Во время  моровой язвы прихожане храма поручили одному благочестивому иноку написать образ Смоленской Божией Матери, уповая на Ее заступничество и помощь. Пока писался образ, прихожане держали пост и молились. После написания иконы священник и народ перенесли ее в церковь и поставили в особо устроенном месте. С того времени моровая язва начала утихать, сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. От иконы Богоматери, поставленной в храме, совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней. В 1922 году чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была из храма изъята, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.
Икона Божией Матери "Шуйская" была написана в 1654 - 1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи. Во время  моровой язвы прихожане храма поручили одному благочестивому иноку написать образ Смоленской Божией Матери, уповая на Ее заступничество и помощь. Пока писался образ, прихожане держали пост и молились. После написания иконы священник и народ перенесли ее в церковь и поставили в особо устроенном месте. С того времени моровая язва начала утихать, сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. От иконы Богоматери, поставленной в храме, совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней. В 1922 году чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была из храма изъята, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.

Икона Божией Матери "Сергиевская" также прославилась многочисленны чудесами, которые зафиксированы в Троице-Сергиевой Лавре с 1730 года. Так один псаломщик после  видения во сне этой иконы получил исцеление, которое даже было освидетельствовано в медицинском порядке. Сам  же исцелённый был представлен императрице Анне Иоанновне.

-3

Чудеса от иконы Божией Матери "Смоленская" - это видимое действие милости Господней и заступничества Богородицы. И они очень точно отражены в молитвословиях праздника. Например, в кондаке: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице,Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся".