Когда власти берутся что-либо оптимизировать, модернизировать и стимулировать, наш человек очень сильно напрягается. Особенно опасен последний из названных процессов. Все помнят, как FM-станции стимулировали ставить в эфир отечественную музыку, а тунеядцев - искать работу. Мелких предпринимателей стимулируют добросовестно и регулярно уже второй десяток лет.
Несколько дней назад все узнали, что теперь у правительства новая задача - "сформировать систему стимулирования продаж автомобилей Geely на внутреннем рынке".
"Есть поручение, и правительство этим занимается, в частности, министр промышленности с коллегами, по разработке программы поддержки приобретения отечественных автомобилей населением Беларуси. Думаю, что такой продукт мы к концу этого года предложим", - сказал премьер-министр страны Андрей Кобяков.
Поскольку даже в самых смелых фантазиях нелегко предположить, что придет в голову чиновнику, взявшему на себя обязательство воплотить в жизнь лозунг "В каждую семью - по Geely", автомобилисты на такую новость отреагировали с долей настороженности и цинизма в равной степени.
Сперва на форуме язвительно отметили, что слово "стимулирование" в наших реалиях звучит как "в добровольно-принудительном порядке"! Затем появились опасения, что "стимуляция будет, скорее всего, очередным налогом/пошлиной для российских авто. Или придумают еще что-нибудь пожестче, например налог на автомобили старше 15 лет".
Следом пошли рациональные предложения: "Ждем кредитов под 3% и рассрочку на 26 месяцев при условии продленной гарантии". Их дополнили уже откровенно сказочные иллюзии: "А я бы взял с гарантией 5 лет, без ограничения пробега, без первоначального взноса, в рассрочку и без переплаты лет на 10". "Да, и без справки о зарплате", - продолжили фантазеры. "И без паспорта", - поставили точку юмористы.
В этих спорах автомобили Geely, конечно, получили свою порцию критики, без внимания не остался ни один их узел. Но на другой чаше весов оказалось и такое мнение: "О чем вообще спор? 5 лет назад все белорусы плевались на машины из РФ. А я уже тогда говорил, что скоро все изменится".
На первый взгляд озвученные планы продаж 6-12 тысяч отечественных автомобилей в год на фоне трехмиллионного автопарка страны не такие уж и заоблачные. Лично мне интереснее другое - как будут уходить на экспорт остальные 90% продукции завода.
Но, посмотрев на разгоревшиеся среди форумчан споры, мы задумались: а хотят ли сами белорусские покупатели "стимулироваться" и на какое предложение готовы отозваться? Поэтому очередной вопрос мы поставили так: "При каких условиях вы стали бы рассматривать возможность покупки автомобиля Geely?"
Итоги двухнедельного голосования показали, что наименее привлекательным механизмом респонденты считают различные сопутствующие покупке бонусы: налоговые вычеты, дешевую страховку и прочее, - за этот вариант отдано лишь 5% голосов.
Примерно в равной степени (14 и 15% соответственно) потенциальные покупатели готовы отреагировать на доступный кредит/лизинг или на отзывы уже состоявшихся владельцев автомобилей Geely.
Каждый четвертый (25%) участник опроса считает самым весомым аргументом цену.
Наконец, мнение 41% опрошенных - никакие условия, механизмы и доводы не заставят их поверить в белорусский автопром. Ничего нового в этом отказе "купляць беларускае" нет. В свое время на вопрос "Что будет для вас главным аргументом, чтобы перейти на масло от отечественного производителя?" 44% респондентов ответили: "Я вас умоляю: "человеческий фактор" в нашей стране способен убить любое производство". Белорусы в пророка в своем отечестве привыкли верить, но только если у того имеется стопка положительных рекомендаций из-за границы.
В целом же нет ничего невозможного, сами люди готовы рассказать, как продвинуть в массы отечественную марку. Вот основные из озвученных мыслей.
"Главный вопрос по Geely - это цены. На текущий момент они не просто завышены - они на уровне именитых производителей, поэтому выбор между Geely или Renault/VW/KIA и прочими понятен и очевиден. Вот только если будет кредит/трейд-ин/рассрочка или все вместе на хороших условиях, эти разговоры прекратятся, народ будет брать".
"Разумнее, конечно, хлам запрещать не прямыми запретами, а резким увеличением налогообложения. Чтобы человек сам решал, платить и ездить на хламе или приобретать новое".
Выживать старые машины, по мнению других, можно и строгими экологическими нормами (на въезд в столицу или для коммерческого транспорта), а также дополнительными пошлинами на ввоз запчастей для них. А можно еще стоимость дизтоплива поднять.
В общем, бери и записывай, а лучше - покупай, дорогой товарищ.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото из архива редакции
ABW.BY