Найти в Дзене
Артхив

Как Моне превратил вокзал в мастерскую

Вид дымящих паровозов настолько захватывал Клода Моне, что он решил написать серию работ на парижском вокзале, в центре современного города. Рассказываем, как это было и что из этого вышло.

Клод Моне Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда, 1877
Клод Моне Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда, 1877

Клод Моне родился в 1840 году – и только через два года после его рождения во Франции было разрешено законом сооружение пассажирской железной дороги. К 1914 году железная дорога Франции стала одной из самых развитых в мире, а длина путей составляла 60 тыс. километров. Это был переворот, задававший совершенно новый темп жизни, открывавший новый взгляд на мир.

Траншея Батиньоле, 1877
Траншея Батиньоле, 1877

Где-то в середине этого стремительного железнодорожного развития, в 1877 году, для 37-летнего Клода Моне поезда стали новым наваждением. А в изобразительном искусстве Франции открылась новая, смелая и заведомо обреченная на непонимание современниками, тема. Индустриальные пейзажи Моне разозлили критиков до зубовного скрежета, они наперебой изощрялись в уничижительных характеристиках. На страницах «Фигаро» появился, например, такой пассаж:

«В общем и целом Клоду Моне удалось точно передать то крайне неприятное впечатление, которое производит на нас одновременный свист нескольких паровозов».
Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитого солнцем, 1877
Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитого солнцем, 1877

В этом году художник снял небольшую студию рядом с вокзалом Сен-Лазар в Париже, где спрятал от кредиторов часть своих картин. Вид дымящих паровозов настолько захватывает Клода Моне, что он решается на новую серию – на этот раз в самом сердце современного города. Но писать по памяти Моне не привык.

Сын Ренуара Жан в книге, посвященной отцу и его окружению, вспоминает, как Клод Моне устроил мастерскую прямо на вокзале.

"Им придется задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после отправления", – решил художник.
Вокзал Сен-Лазар? 1877
Вокзал Сен-Лазар? 1877

Дальше – дело техники. Моне надел лучший костюм, рубашку с кружевными манжетами – и пошел завоевывать свой новый пленэр. Поигрывая шикарной тростью, он объявил директору:

"Я художник Клод Моне. Я решил писать ваш вокзал! Долго колебался, какой из двух вокзалов выбрать – Северный или ваш, но наконец остановился на вашем – он более характерный!"
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи, 1877
Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи, 1877

Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru