«Сын человеческий» — самая известная картина Рене Магритта. Она постоянно упоминается в разнообразных фильмах и телесериалах, в том числе вездесущих «Симпсонах». Одна из самых зрелищных и изящных отсылок к полотну присутствует в фильме «Афера Томаса Крауна» 1999 года, где во время кражи картины из музея по нему разгуливает целая дюжина мужчин в котелках, пальто и красных галстуках. А еще картина вдохновила создателей логотипа нашего канала:)
Но кто этот человек в котелке и какие смыслы заложил художник в полотно? Чтобы приблизиться к разгадке, нужно познакомиться с биографией и личностью автора.
Рене Магритт родился и почти всю жизнь прожил в Бельгии. Большую часть жизни он провел так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. Художник носил неприметную одежду, жил в благообразном маленьком домике с фарфоровыми гусями на каминной полке и рисовал прямо в столовой, ни разу не испачкав пол краской. В 1926 году, когда ему было 28 лет, Магритт начал писать сюрреалистические полотна, в каждом из которых есть некий скрытый смысл. Позже он всячески открещивался от какой бы то ни было связи с сюрреалистами, настаивая, что пишет картины в жанре «магического реализма».
Если бы Рене Магритт не выбрал карьеру художника, он наверняка стал бы фокусником. Все его творчество — сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов. Художник тщательно скрывал свою личную жизнь, подсовывая публике эффектные многоступенчатые головоломки с загадочными названиями.
Значений своих картин Магритт не объяснял — они до сих пор подвергаются тщательным исследованиям и разборам. Главным героем многих работ бельгийца стал безликий человек в котелке. Иногда его шляпа просто парит в воздухе над воротником неприметного черного пальто, иногда лицо скрыто за каким-нибудь неожиданным предметом — яблоком или летящим белым голубем. И очень часто он повернут к зрителю спиной, превращаясь в еще большую загадку.
В какой-то степени каждый из этих лишенных индивидуальности джентльменов является автопортретом Магритта, который всю жизнь с потрясающим упорством утверждал, что в нем самом нет ничего особенного.
«Сын человеческий» полотно перекликается с двумя другими работами Магритта — «Человек в котелке» (1964) и «Великая война» (1964). На первой изображен мужчина, очень похожий на героя «Сына человеческого», за тем лишь исключением, что здесь лицо человека закрывает летящий белый голубь.
Считается, что зеленое яблоко, почти полностью скрывающее лицо мужчины в котелке на картине «Сын человеческий», является символом искушений, которые преследуют современного Адама в нашем мире.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Автор: Евгения Сидельникова.