Многие из нас, слушая экспериментальный хип-хоп (и смежные жанры), хоть раз задумывались о том, действительно ли эта музыка бесплатна, и если это так, то какой резон тогда исполнителю её записывать, если он всё равно распространит её, не взымая за это никакой платы?
Мы привыкли думать, что за музыку, по идее, нужно платить, и слушать её бесплатно – не иначе, как пиратство, нарушение авторских прав, и вообще очень плохая затея. Но множество довольно известных (и не очень) исполнителей всё равно заливают свою музыку в сеть и дают свободный доступ к её скачиванию, не требуя платить за неё. Это, конечно, прекрасно, но в чём тогда профит?
Когда какой-либо исполнитель только-только начинает выпускать свои первые релизы, перед ним стоит вопрос: «Что лучше с самого начала: набрать больше популярности или больше дохода?» В последнее время большинство склоняется именно к первому варианту. Тогда на помощь приходит верный друг – Soundcloud.
Саундклауд или «облако звука» — это платформа для размещения бесплатной музыки, где есть два вида пользователей – исполнитель и, собственно, слушатель. Первый заливает свою музыку на свой профиль, давая вторым совершенно невозбранно её прослушивать, копировать и т.д. Стоит также отметить, что для более эффективного размещения музыки исполнителям нужно оформить безлимитную подписку на Soundcloud (иначе придётся постоянно удалять свои старые треки).
Тогда вопрос о профите становится ещё более серьёзным: исполнитель и платит за безлимитное размещение музыки, и не получает за неё денег. Но стоит также понимать, что есть валюта куда более ценная, чем деньги – это известность и популярность. Распространяя свою музыку на огромную аудиторию, исполнитель гарантировано получит часть этой аудитории в качестве постоянных слушателей, что также гарантирует и последующий успех монетизации своего творчества (мерч, билеты на концерты).
Думая только о денежном профите, исполнитель обрекает себя не безызвестность и забвение, т.к. для того, чтобы действительно успешно монетизировать своё творчество, нужно сначала заработать себе имя, собрать вокруг себя тех, кто готов за это творчество платить не потому, что вынужден, а потому, что хочет.
Именно поэтому всё больше исполнителей отказываются от продажи своих релизов за деньги. Причём сейчас касается это не только экспериментального хип-хопа, и а и других жанров. Возьмём совершенно другой жанр альтернативной музыки. Например, наследник пост-панка – металкор.
Раньше для того, чтобы стать легендой этого жанра и собирать огромные стадионы, нужно было обязательно пройти путь от гаражной группы, которая за каждый свой концерт зарабатывала, максимум, на банку пива, и до более-менее известной банды, чьи альбомы покупают и на чьи концерты ходят. Да и то, даже в таком случае музыку всё равно будут пиратить. А сейчас молодым коллективам стоит просто разместить свои дебютные альбомы, добавив как возможность купить их, так и свободно скачать. Это способствует очень быстрой раскрутке и получению известности. И я считаю, что это правильно.
Сейчас, в век интернета, вообще невозможно избежать цифрового копирования (т.е. пиратства), а сделав шаг навстречу слушателям, которые просто хотят узнать, за что они платят, можно стать очень и очень популярным. Тот же BONES, который за все 7 лет своей музыкальной карьеры не взял ни копейки за свои релизы, стал невероятно популярен, особенно за последние года два.
Продавать диски со своей музыкой, ревностно защищая её от пиратства – это несколько прошлый век. Сейчас выгоднее распространять её бесплатно. Да и не только выгоднее. Нельзя и забывать о том, что музыка успешна только тогда, когда исполнитель делает её, в первую очередь, для себя, а не для материальной выгоды. Успех бесплатного распространения музыки в том, что это помогает стать известным даже на самых первых порах, и это гораздо ценнее. И кого стоит благодарить за это? Soundcloud, конечно же. Отныне саундклауд – это настоящая социальная сеть, предоставляющая уникальные возможности прослушивания музыки и, что ещё более круто, общения со своими любимыми исполнителями. И именно саундклауд способствовал развитию современной музыкальной индустрии, как никто другой.