Советские боевые корабли имели неповторимый аутентичный облик, современные исследования американских специалистов изучающих военно-морское дело сходятся во мнении, что одним своим внешним обликом корабли СССР превосходили всё западное, и морально производили более сильное впечатление.
Советская военно-морская мощь это не просто слова, это гениальные проекты намного опередившие своё время, некоторые из которых до сих пор в строю, и представляют собою ужасающую ударную мощь из-за невероятного могущества ракет. Колоссальная ударная мощь вложенная в небольшие корпуса до сих пор не даёт покоя исследователям во всём мире.
Военно-Морской Флот СССР представлял собой единую альтернативу флотам западных стран (по умолчанию – ВМС США). Руководство ВМФ СССР выработало совершенно оригинальную (и совершенно верную!) концепцию противодействия ВМС США и смело придерживался выбранного направления, создавая специфические, до этого нигде невиданные, образцы военно-морской техники:
- большие противолодочные корабли - ракетные крейсера с гипертрофированным ПЛО-вооружением;
- тяжелые авианесущие крейсеры;
- подводные лодки с крылатыми ракетами, т.н. «убийцы авианосцев»;
- ударные ракетные крейсера, известные как «оскал социализма»
Восстановив экономику и промышленность после страшной войны, СССР в 1960-е годы выкатил на просторы Мирового океана ТАКОЙ ФЛОТ, от которого задрожали обе половинки Земли – в такт подводным ракетоносцам, покачивающимся у пирсов в Гремихе и бухте Крашенинникова.
Хорошо было бы украсть на Западе готовые технологии, да вот незадача, красть для военно-морского флота было нечего – то, что делал СССР, зачастую не имело аналогов в мире.
Противокорабельное ракетное оружие – здесь ВМФ СССР вообще не было равных, как нет равных и сейчас!
Мощный океанский флот вообще очень дорогое удовольствие, он имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Больше никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.
Кстати, первый корабль вооруженный противокорабельными ракетами был построен в СССР, если вы не знали.
Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер проекта 58 «Грозный», с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами. Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему!
Крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным ядерным «сюрпризом».
Достоинства «Грозного»:
— исключительно высокое насыщение огневыми средствами;
— великолепный дизайн.
Всего построено 4 единицы: «Грозный», «Адмирал Фокин», «Адмирал Головко», «Варяг».
В конце 1960-х — начале 1970-х годов противостояние СССР и США в «холодной войне» в океане достигло небывалой прежде остроты. Все чаще и чаще корабли военных флотов двух супердержав оказывались буквально борт к борту в многочисленных «горячих точках». И все чаще среди офицеров ВМФ США возникали тревожные вопросы: «Почему советские надводные корабли, будучи меньше в размерах, тем не менее оказываются более быстроходными и лучше вооруженными, чем корабли США? Почему они обладают лучшей мореходностью? Означает ли это, что Советы превосходят нас в кораблестроении? Почему мы не можем построить такие же корабли?». Эта обеспокоенность стала первопричиной целой серии интереснейших исследований, проведенных за рубежом в 1970–1980-е годы.
В своей статье 1977 года Джеймс Кихоу показывает, сколь велико превосходство по вооруженности российского противолодочного корабля «Николаев» в сравнении с американским крейсером «Виргиния». Хотя в начале 1980-х очевидный разрыв сократился, и на борту «Виргинии» появилось дополнительное вооружение (на рисунке показано красным), американские корабли всё равно оставались в роли догоняющих.
Один из самых интересных результатов американские специалисты получили, исследовав тенденции изменения уровня боевой нагрузки советских и американских кораблей на протяжении всего периода 1945–1975 годов. При этом под термином «боевая нагрузка» (payload) понималась совокупность снаряжения корабля, необходимого для выполнения им своего боевого предназначения: вооружение, боеприпасы, корабельная авиация, системы обнаружения, управления оружием и связи.
Проведенный сравнительный анализ уровня вооруженности кораблей флотов СССР и США в весовых измерениях — процентная доля от общего водоизмещения и количество артиллерийских, ракетных, торпедных установок и летательных аппаратов на 1000 т водоизмещения, выявил почти трехкратное превосходство советских фрегатов и двукратное — эсминцев и крейсеров.
На практике это означало, что советские корабли, будучи меньшими по водоизмещению и размерам, превосходили американские аналоги по вооруженности в два-три раза. С точки зрения зарубежных специалистов, они отличались явной перевооруженностью, будучи буквально «напичканы оружием».
Неожиданным преимуществом стало большее соответствие задачам «демонстрации силы в целях поддержки внешней политики государства». Размещение большого количества вооружения на верхней палубе «делало советские военные корабли более грозными, независимо от их реальной боевой эффективности». В условиях множившихся локальных конфликтов и необходимости постоянной «демонстрации силы» в странах «третьего мира» это качество оказывалось едва ли не самым важным. Появление любого советского боевого корабля приводило к тому, что все сравнения были не в пользу американских кораблей, дополнительным фактором был и высочайший боевой дух советских моряков.
В поисках ответа на вопрос «Почему внешний облик советских кораблей производит впечатление большей военной мощи, чем облик американских?» уже упоминавшийся Герберт Мейер совместно с офицером флота США Джоном Роучем (John Ch. Roach) предприняли попытку анализа архитектурного дизайна советских и американских боевых кораблей. Обосновывая свой подход к решению проблемы и использованную методику, авторы отмечали: «В истории морских народов существует давняя традиция, касающаяся эстетики дизайна военных кораблей. Помимо своей основной роли ведения войны, боевые корабли служили политическим инструментом эффективной проекции морской мощи, престижа и влияния нации…».
Американские исследователи проанализировали внешний вид новых кораблей флота США и сравнили их с кораблями новейших типов советского флота. И это сравнение оказалось не в пользу первых: «Современные боевые корабли американского флота выглядят громоздкими, неустойчивыми, плоскобокими, статичными и недовооруженными и, в целом, кажутся менее устрашающими, чем должны казаться. При сравнении с кораблями других флотов, такими как новые корабли советского флота, видимый контраст разителен, советские корабли кажутся более зловещими и угрожающими».
Вслед за Кихоу и другие американские исследователи пришли к заключению, что для советской модели проектирования было характерно стремление к обеспечению таких характеристик как скорость, большая ударная сила, боевая эффективность, акцент на ударных возможностях. Выбор данной модели позволил осуществить строительство большого числа относительно простых и недорогих кораблей, спроектированных с большим искусством, построенных на соответствующем уровне, удобных в эксплуатации.
Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО. Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее).
Атомные ракетные крейсера типа «Орлан». Настоящие Имперские крейсера с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России.
Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.
Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.
По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя.
26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.
Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!
Подписывайтесь на МИРОВУЮ ПОЛИТИКУ в соц сетях, с нами будет интересней!