Так называемые одностраничные сайты в последнее время завоевали достаточно серьезную популярность. Удивляться здесь нечему: есть немало компаний, предлагающих продукты, для описания которых достаточно всего одной страницы. Если на сайте, посвященном такому продукту, сделать еще несколько подразделов, то в них... попросту не о чем будет писать. Взять, к примеру, мастерскую по ремонту iPhone. Или какую-нибудь кофейню. Перечень услуг, предлагаемых такими фирмами, достаточно узок. И для описания этого перечня вполне достаточно одной красиво оформленной главной страницы – так называемого лендинга.
При этом возникает вопрос: удастся ли оптимизировать такой сайт, состоящий из одной-единственной страницы, под поисковые системы?
Одни эксперты говорят так: поисковые роботы – «существа» довольно умные, и если вы создадите удобный для пользователей сайт с грамотным изложением информации (когда суть проблемы и предлагаемые вами решения раскрываются быстро, без «воды» и прочей тягомотины), то проблем с Google и «Яндексом» не будет. Роботы воспримут такой одностраничный сайт вполне нормально, и его вполне можно будет «подраскрутить» с помощью SEO-методов.
Впрочем, не все SEO-специалисты единодушны в этом вопросе. Некоторые эксперты утверждают, что многостраничный сайт с набором ссылок на главную и внутренние страницы куда выгоднее с точки зрения оптимизации под поисковые машины. И сравнимого эффекта в случае «одностраничника» добиться не удастся. С другой стороны, определенный плюс одностраничного ресурса заключается в том, что каждая внешняя ссылка на него будет вести на одну и ту же страницу. Как следствие, сайты из одной страницы лучше подходят для повышения PageRank, а вот для получения качественной ссылочной массы стоит обзавестись «многостраничником».
Ну и еще один момент, касающийся «вреда и пользы» от одностраничных сайтов. Такой ресурс может привести трафик по ограниченному числу поисковых запросов, поскольку для расположения ключевых слов у него есть только одна страница. Для сравнения: у сайта с несколькими страницами может быть несколько групп ключевых слов, которые соответствуют определенному контенту, расположенному на каждой из страниц. У Google имеется алгоритм «Колибри», который отвечает за то, чтобы в поисковой выдаче присутствовали сайты и страницы, содержимое которых максимально четко отвечает на поисковый запрос. Если же у нас в распоряжении всего одна страница, на которой описаны и продукт, и проблемы, которые он решает, и ваша компания, и еще много чего, то есть шансы, что «Колибри» оценит вашу страницу вовсе не так, как нужно. Например, этот алгоритм может воспринять в качестве релевантной только часть информации на странице, а вот остальные фрагменты текста не будут отображаться в поисковой выдаче, пусть даже они отвечают на запросы пользователей.
И все же: что можно сделать для SEO-оптимизации одностраничных сайтов?
1. На одностраничном сайте следует завести новостной раздел, в котором будут регулярно публиковаться новости. Как вариант – можно разрешить пользователям оставлять комментарии на сайте. Зачем это нужно? Для того, чтобы поисковые роботы обратили внимание на регулярное обновление контента на вашей странице. Это может самым положительным образом сказаться на индексации страницы. Верно и обратное: не будет нового контента (новостей или хотя бы комментариев от пользователей) – могут возникнуть проблемы с индексацией.
2. Содержимое сайта следует выстроить таким образом, чтобы каждый подраздел выглядел как отдельная страница с собственным дизайном. Для каждого из подразделов, которые, скорее всего, будут располагаться один под другим, стоит выбрать ключевики, прописать заголовки, поработать над SEO-оптимизацией картинок, оптимизировать текстовую часть контента.
3. У каждого из подразделов должен быть свой собственный H1-заголовок. Обычно на странице сайта не рекомендуется размещать несколько таких заголовков, но не забывайте, что речь идет об одностраничном ресурсе. И поэтому здесь особенные правила. H1-заголовков может быть несколько. Таким образом можно попытаться объяснить поисковому роботу, что каждый подраздел стоит воспринимать, грубо говоря, как отдельную страницу.
4. Каждый раздел следует заключить в тег. Выглядеть это будет примерно так:
<div id=“cars”>…информация…</div>
<div id=“phones”>…информация…</div>
<div id=“balls”>…информация…</div>
<div id=“dogs”>…информация…</div>
CSS id являются неплохим способом организации навигации по одностраничному сайту, хотя сами по себе они не воспринимаются как SEO-сигналы. Однако их можно использовать в качестве анкорных ссылок, и это уже является SEO-сигналом.
5. Следует прописать анкорные ссылки, то есть ссылки, ведущие на конкретные разделы, с анкорами, которые совпадают с тематикой или заголовком этого самого раздела.
Пара примеров. Первый – если ссылка на раздел вашего сайта:
<a href=“#cats”>Cats</a>
А вот так ссылка должна выглядеть в том случае, если она внешняя:
<a href=“http://mau-mau.net/#cats”>Cats</a>
Итого. Одностраничники имеют право на существование, однако набор SEO-инструментов для их раскрутки весьма ограничен – это факт. А раз так, то перед созданием сайта из одной страницы стоит хорошенько подумать: возможно, следует делать многостраничный ресурс? Да, он не будет столь же эффектным, зато он наверняка сможет стать более эффективным.