Наблюдая за тем, как постепенно подрастает еще вчера лежавший в колясочке малыш, родители нет-нет, да задаются вопросом: а когда должен говорить ребенок? И, желая получить единственный верный во всех случаях ответ, сильно ошибаются, ведь все дети начинают говорить по-разному, в зависимости от многих факторов, среди которых и окружающая среда, и личный темперамент, поведение родителей по отношению к ребенку, и наличие/отсутствие полиязыковой семьи, и даже… половая принадлежность крохи!
Да-да, как ни удивительно, но считается, что мальчики обычно начинают говорить немного позже, нежели девочки. Но вовсе не потому, что мальчики «отстают в развитии» или нечто в этом роде, а лишь в связи с тем, что мальчики более активны. Так, по наблюдениям специалистов, активные детки чаще начинают пользоваться речью несколько с задержкой, нежели дети спокойные и усидчивые. Объясняют это тем, что активный ребенок просто не находит времени на развитие речевых навыков, с интересом изучая окружающий его мир и знакомясь с незнакомыми предметами и явлениями. В то время как усидчивые и спокойные дети, наоборот, начинают говорить быстрей. Возможно, еще и потому, что в процессе «спокойных» игр с перебиранием кубиков, шнурочков, при лепке, развивается мелкая моторика рук. Рецепторы пальцев, в свою очередь, напрямую связаны с мозговыми речевыми центрами, потому постоянная тренировка мелкой моторики рук создает наилучшие предпосылки для развития речевой активности.
Некоторые детки уже к первому годику жизни используют в арсенале с десяток слов, а в 1 год и 5 месяцев – и вовсе свободно объясняются. Другие же малыши могут молчать упорно и долго, чуть не до трех лет, тем самым, вселяя родителям тревогу. Но тревожиться не стоит, если ребенок отзывается на свое имя, понимает, различает вещи, может сделать или подать то, о чем его просят. Так, специалисты отмечают: ребенок, которому нет нужды прибегать к речи (ему и так все подносят, предугадывая желания и требования, снимая необходимость что-то просить или пытаться обратиться за помощью), начинает говорить лишь тогда, когда возникает крайняя в том необходимость. Таким образом, малыш может спокойно молчать до 3-3,5 лет, зная, что «за него и так все сделают».
Обычно позже начинают также говорить дети, которые с детства слышат сразу несколько языков. Например, если мама общается с ребенком по-русски, а отец, желая воспитать из ребенка «полиглота», прибегает к какому-то другому языку, велика вероятность некоторой задержки «разговорного старта» крохи. В то же время, быстрей начинают говорить детки, у которых есть старший братик или сестричка: общение со старшим ребенком стимулирует кроху скорей овладеть речевыми навыками.
В любом случае, педагоги и психологи рекомендуют не слишком волноваться, если в 2-2,5 годика малыш молчит: вопрос о том, когда должен говорить ребенок, очень индивидуален. Если кроха откликается на обращение к нему родителей и адекватно реагирует на вопросы и просьбы, значит, время для разговоров еще не пришло. Но придет оно обязательно: дети всегда и все слышать, и нередко, промолчав до 3-х лет, затем начинают говорить связными длинными фразами, и уже в скором времени рассказывают стишки.
Даже если кроха молчит, общаться с ребенком нужно в обязательном порядке, причем, не коверкая слова и четко выговаривая все звуки. Так, коверканье фраз, «сюсюканье» с ребенком вполне может обернуться в последующем необходимостью посещения педагога. Развивать речь можно, и применяя всевозможные игры для развития мелкой моторики рук: все те же шнурочки, бусины, используя пальчиковые краски, лепку из пластилина или слоеного теста, осваивая искусство оригами, играя в пальчиковые и кукольные театры. И всегда следует помнить, что возраст, в котором ребенок начинает говорить, никак не свидетельствует о его умственных способностях и в дальнейшем не отображается на последующем развитии крохи.