Найти тему
Executive.ru

Правда ли, что поколение Z отберет работу у сорокалетних?

Оглавление

Римма Ремизова

Как на самом деле обстоит дело с трудоустройством молодежи? Executive.ru развенчивает шесть мифов.

Представители разных поколений не могут не раздражать друг друга, тем более, если они соперничают на рынке труда. Мифы, которые существуют в общественном сознании, являются идеологическими инструментами этой борьбы.

Молодежью в социологии принято считать людей в возрасте от 14 до 30 лет. Внутри этой группы, в свою очередь, выделяются младшая (14-19 лет) и старшая (20-30 лет) подгруппа. В России молодежь составляет 27% от общего числа населения, это около 40 млн граждан. Цифра впечатляющая, а потому вопрос трудоустройства молодежи весьма актуальный. Что думают эксперты по поводу трудоустройства молодых?

Миф 1. Молодых принимают только на начальные позиции

Принято считать, что компании, независимо от сферы деятельности, нанимают молодежь на самые нижние этажи служебной иерархии. В реальности для молодых открыты как начальные или стажерские позиции, так и позиции главных специалистов, руководителей направлений или менеджеров проектов. Если человек обладает достаточной квалификацией и знаниями, то для многих работодателей его возраст не столь важен. Кроме того, сейчас все больше появляется вакансий, на которые весьма сложно подобрать специалиста с условным 10-летним опытом работы. В таких направлениях, как IT, интернет-маркетинг без так называемого поколения Y (им сейчас не более 35 лет), а в некоторых случаях и поколения Z (16-20 лет) уже не обойтись.

Например, если взять отечественный IT-рынок, где по разным оценкам трудится от 400 тыс. до 700 тыс. человек, то там спрос даже опережает предложение. Рост IT-вакансий по сравнению с 2015 и 2016 годами достиг 72%. При этом 48% молодых российских IT-специалистов готовы к переезду в другой регион. Компания «Битрикс 24» подтверждает этот тренд своим примером: «В наш головной офис в Калининграде мы перевозим новых сотрудников со всей России».

Российские компании нанимают молодых сотрудников, которые высоко мотивированы, активны, стремятся к достижениям, готовы на минимальный оклад и на большой объем работ. Например, в портфолио рекрутингового агентства Selecty есть клиент, который берет на работу только поколение Y. А компания Adidas не возьмет человека на стартовые позиции, если ему больше 28 лет. В то же время нарастает противоречие – процент молодежи, готовой работать, не поднимая головы 24 часа в сутки за скромную начальную зарплату, с каждым годом становится все меньше. А работодатели по-прежнему хотят быстро найти трудоспособных сотрудников и чтобы обходились они недорого.

Миф 2. На рынке нет дефицита специалистов

Несмотря на то, что рынок труда в целом переполнен кандидатами, по ряду специальностей наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Дефицит этот во многом восполняется при помощи молодежи. Практически все компании имеют различные программы, проекты или мероприятия по привлечению молодых специалистов. Эти инструменты рассматриваются как долгосрочные инвестиции в управление персоналом.

По мнению Киры Комиссаровой, руководителя отдела управления персоналом компании Axoft, специалисты с качественным бэкграундом достаточно дороги, к тому же их не так много. Молодой же специалист будет стоить значительно дешевле, при этом его достаточно легко обучить необходимым знаниям и навыкам, а также встроить в рабочий процесс. Российские компании давно это поняли и начали серьезную и системную работу с молодежью как с отдельной целевой аудиторией рынка труда. А демографическая яма 1990-х провоцирует активную борьбу между работодателями за эти самые молодые таланты.

«Для найма сотрудников в салоны мы рассматриваем начинающих специалистов, в том числе студентов последних курсов. Ключевым моментом здесь является готовность самих кандидатов к совмещению своих профессиональных обязанностей и учебного процесса так, чтобы обе сферы не страдали. Со стороны компании мы готовы идти им навстречу и более гибко относиться к рабочему графику. Многие наши сотрудники, начиная продавцами в розничной сети, прошли путь до высоких позиций. Порядка 80% ключевых менеджеров имеют за плечами опыт работы в салонах ритейлера», – рассказывает Максим Энтензон, руководитель направления подбора и адаптации сети салонов связи «Связной».

Как отмечает Юлия Плетнева, представитель группы по продвижению бренда работодателя «JTI Россия», международные компании в России все чаще предлагают стажироваться нынешним студентам и выпускникам. Их цель – создание эффективного кадрового резерва. Так, в JTI основная часть ребят попадает в отделы бренд-маркетинга и торгового маркетинга. Стажировка также может проходить в отделах по работе с персоналом, по поддержке бизнес-решений, по управлению продажами и в IT-отделе. Стажеры получают возможность претендовать на открывающиеся штатные позиции специалистов в «JTI Россия» наравне с внутренними сотрудниками уже после четвертого месяца стажировки, в случае успешного прохождения Центра оценки. Согласно статистике, почти половина стажеров сумели попасть в штат JTI, и уже 26 человек успели стать менеджерами.

Эту тенденцию подтверждает и Арсений Федоткин, управляющий партнер рекрутингового агентства Selecty. По его словам, западные компании, работающие в России, с удовольствием берут на работу студентов (как правило, с третьего курса), заинтересованных в построении карьеры. Международные компании не боятся брать молодых людей с нулевым опытом и учить их в процессе работы, воспитывать в духе своих корпоративных принципов и этических норм.

«Помимо структурных факторов и особенностей рынка труда компании привлекают студентов и выпускников и в связи с тем, что они, по мнению работодателей, обладают рядом специфических преимуществ. Молодые специалисты более энергичные, гибкие и работоспособные, они с большим энтузиазмом относятся к выполнению своих обязанностей. Кроме того, приток молодых специалистов – это, как правило, приток новых идей и «свежей крови», необходимой для развития бизнеса», – говорит Инна Корягина, доцент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий Российского экономического университета им. Г. Плеханова.

Миф 3. Очень важно иметь амбиции

Случаи, когда компании отказываются брать на работу молодых специалистов, тоже нередки. Такое отношение связано с предыдущим негативным опытом найма молодых специалистов либо с опасениями, что они не справятся с профессиональными обязанностями. Еще одна важная причина – завышенные амбиции современной молодежи.

Читайте продолжение на Executve.ru