Юлия Борисовна Гиппенрейтер - одна из самых известных и популярных авторов книг по воспитанию детей. Психолог, профессор психологии, опубликовавшая более 75 научных работ. Но главное, она помогает родителям понимать своих детей и не терять с ними связь.
Я с большим удовольствием читаю ее книги. «Счастливы ребенок. Новые вопросы и новые ответы» - очередная книга Ю.Б. Гиппенрейтер. И я очень рекомендую прочитать ее всем родителям, так же, как и предыдущие книги этого автора: «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Все книги Ю.Б. Гиппенрейтер объединяет одно: ребенок – это личность, которая постоянно развивается, мыслит, к чему-то стремится, что-то ценит и считает важным. И именно личность ребенка автор ставит в центр внимания. Для ребенка важно, чтобы его любили и принимали. А он уже будет дальше расти и развиваться, так запрограммирован организм. Чтобы избегать ошибок и не мешать этому процессу, родителям надо обратить особое внимание на эмоции. Они лучший индикатор того, что происходит с ребенком.
Автор рассуждает на вопросы: в чем задача родителей и суть воспитания? Как доказать ребенку, что ты его очень-очень любишь? Какие грубые ошибки допускают родители? И, наверно, самый интересный вопрос: какие изменения произошли в родителях за последние десятилетия?
Эта книга построена в виде диалога автора с родителями детей совершенно разного возраста и с очень разными вопросами. Однако, все они сгруппированы в небольшие логические группы.
Затрагиваются очень разнообразные темы: о воспитании и общении, понимании и слушанье, отдых и развитие, современные гаджеты. Как быть с нянями и бабушками. Общение старших и младших. Истерики, наказания, ложь, фантазии, страхи. Отдельная глава про детский сад и школу, про друзей. Внутренний мир и переходный возраст. Что делать работающим родителям. И что делать, если вы переезжаете в другую страну. Болезненная тема взаимоотношений в семье, ссоры родителей, отношение со свекровью и, конечно, тема развода. А также о темпераменте и характере. Обо всем. О самом важном. О том, что волнует родителей больше всего.
Сложно выделить главные мысли. В каждом ответе на вопрос своя мысль, идея, правило. Вот некоторые из них.
· Первое, что необходимо родителям – это понять ребенка, что стоит за его поведением.
· Вторая важная задача – освоение эмоций, и в первую очередь, своих.
· Проявлять внимание к эмоциональной жизни – еще одна задача родителей. В семье важно душевное отношение – это соучастие в эмоциональной жизни ребенка, наши с ним совместные переживания.
· Очень рано нужно объяснять ребенку, что есть эмоции, на которые человек имеет право – это одно. А есть действия – и это другое. Некоторые из них совершать нельзя!
· Слушать – это фундаментальный навык родителя.
· Авторитетный родитель слышит ребенка, поддерживающий его, вникает в трудности, помогает расти. Держит свое слово. Устанавливает правила, принципы и границы.
· Не давите детей вопросами и попытками развеселить. Откройте себя.
· Чем старше ребенок, тем осторожнее надо быть с принуждением. С 10-13 лет в их душе начинается полный сумбур.
· Обязательно ребенку нужно свободное время и свободное общение!
· Давайте ребенку побыть наедине с собой.
· Уважайте его право на секреты.
· «После 3-ех лет уже поздно?» - «Да бред это все!»
· Помните про безоценочное отношение: критиковать или хвалить действия, а не ребенка.
· Важная задача взрослого – вдохновлять.
· Надо жить с ребенком, не заставлять его что-то делать, а узнавать новое вместе с ним, увлекаться, делиться, общаться.
· Умственный процесс и умственные навыки, творчество, фантазии развиваются в ходе самостоятельных занятий. Идут изнутри, а не из вне.
· Родители должны создавать обогащенную среду. Это игрушки, книги, сказки, мифы и интересные люди.
· Если ребенок живет в культурной среде, то среда его воспитывает и развивает. Впитывание культуры происходит через людей в живом доброжелательном общении с ними.
· Как только ребенок слышит поучения или критику в адрес того, чем он сейчас увлечен, он замыкается и перестает слушать.
· Ребенку нужно воспитывать в уважении к человеку. Другому и самому себе, учить справляться с собственными эмоциями и порывами, выходить за пределы заботы о себе, в область общечеловеческих ценностей.
· Ограничивать – это не просто запрещать, а чем-то заменять.
· Конкурируйте с гаджетами – доказывайте на деле, что реальное общение интереснее виртуального.
· «Уговаривать» и «договариваться» ни одно и тоже. Малыш будет вам больше доверять в целом, если в какой-то момент вы уступите.
· Наказание для ребенка – не получение какого-то блага. А основное благо для ребенка - это расположение родителей, его дружеский тон и внимание.
· Для маленьких детей применимо «ритуальное» наказание. Например, посадить в старое кресло или поставить в угол, но обязательно надо объяснить: «Ты сделал не правильно. Я хочу, чтобы ты постоял 15 минут и подумал».
· Плата конфетами, деньгами, подарками – ложный путь! Упорство и радость от успешного преодоления трудностей – вот что мотивирует и ребенка, и взрослого.
· Гнев надо выражать в правильной форме. Ведь слава очень важны не только для взрослых, но и для детей.
· Родители должны демонстрировать «спокойную» силу. Она рождается от введения и неуклонного проведения в жизнь установленных правил.
· Уважать свободу ребенка – значит постепенно расширять зону дел, где вы даете ему самостоятельность.
· Чтобы развеселить и взбодрить ребенка во время занятий – незаметно допускайте ошибки.
· Родителям надо слышать ребенка и поддерживать в нем с самого раннего детства его самостоятельные стремления.
· Уважать ребенка необходимо с годовалого возраста. Прислушивайтесь к нему, давайте свободно развиваться, не давите жестким воспитанием.
· Если родитель был неправ, он должен в этом признаться.
· Задача родителей и педагогов расширить представления детей о реальном мире и реальных ценностях. Надо рассказывать детям и обсуждать с ними такие качества как: независимость, силу, стойкость, упорство.
· Пугающие обстоятельства жизни необходимо осваивать вместе с детьми. Детям нужно переживать страхи.
· Нельзя насильно заставлять ребенка читать! Читайте ребенку вслух, обсуждайте, следите за реакцией.
· Родителям необходимо идти на риск. В этом вся логика развития ребенка, его личности, его потребностей, социального самопознания и положения.
· Ребенку в возрасте 7-10 лет стоит рассказывать о детстве и юности родителей, а также о жизни бабушек, дедушек и других родственников.
· Помните, школа – это на время, ваши отношения – навсегда.
Природой закладываются черты темперамента, в основном интенсивность наших эмоций и реакций. На такие реакции накладывается жизненный опыт – привычки, навыки, знания. Мораль, ценности и идеалы – вопрос воспитания и самовоспитания.
Рекомендованная литература от Юлии Гиппенрейтер:
· Александр Звонкин «Малыши и математика»
· Лидия Чуковская «Памяти детства. Мой отец - Корней Чуковский»
Читайте хорошие книги!
Статья была подготовлена для сайта ihappymama.ru
#книги #книгидлямам #книгидляродителей #библиотекамам#библиотекародителей #books #booksformother #booksforparents #аст #ast #умнаямама #clevermother #счастливыйребенок #happychild #полезныекниги #usefulbooks #воспитаниедетей #parenting #гиппенрейтер #общатьсясребенком #семья #отношения #семейныеотношения #familyrelationships #relationships #family #love #husbandandwifeandchildren #мужженаребенок #воспитаниедетей #чточитаешь #читаюкакмонстр