Ее картины — настоящее открытие, и Муми-тролли — лишь верхушка этого айсберга. Представляем невероятно разнообразные работы создательницы Муми-троллей, находим новые изречения ее героев и открываем жизненные секреты. «Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми…»
— Ты так скоро станешь взрослым, если будешь продолжать в том же духе… Ты будешь видеть и слышать, как они, а значит, ничего не увидишь и не услышишь.
«В этом мире есть место абсолютно для всего на свете. Отсутствие здравого смысла переплетается с железной логикой. Есть в этом нечто от сюрреализма, от сновидений, от реальности каждого дня в его фантастическом обрамлении…» (Туве Янссон).
Дочь художницы и скульптора, получившая отменное образование по части искусств, Туве Янссон не просто считала себя художницей — она ею была. Но как получилось так, что ее «детские» проекты затмили «серьезное» творчество? И стоит ли их разделять? Ведь все это — отражения и философия ее жизненного пути… А формулировки жизненного кредо Туве Янссон так и остались за потешными муми-троллями!
Книги Туве Янссон об очаровательных жителях долины Муми-дол издавались многомиллионными тиражами и били все рекорды по популярности в 1960-е годы. Симпатичные персонажи рассказов Туве Янссон учили жизни детишек не только в Финляндии и СССР — они очаровали малышей и их родителей во всем мире! В Европе, Америке, Японии и Китае ребятишки зачитывались историями, разглядывали комиксы, смотрели театральные представления и мультяшные сериалы о славных приключениях озорной компании.
— Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми.
Первая повесть «Маленькие тролли и большое наводнение» и вторая «Муми-тролль и комета» принесли большую популярность писательнице, а следующая книга «Шляпа волшебника» в 1949 года произвела настоящий муми-бум во многих странах мира. Огромные доходы от продажи прав на театральные постановки и сувенирную продукцию с муми-троллями сделали Янссон одной из самых богатых женщин в Финляндии.
Средства позволили художнице обрести желанное уединение вдали от публики: она приобрела необитаемый остров Кловахарун на архипелаге в Финском заливе, построила скромный деревянный домик и проводила там летние месяцы вместе со своей подругой с 1964 по 1998 год.
— Порой кто-то нуждается в тишине и одиночестве, и в этом нет ничего плохого. Нельзя же постоянно быть приветливым и общительным. Просто-напросто не успеваешь.
Не стоит себя ограничивать, когда в твоем распоряжении весь мир. «Жизнь страшно осложняется, когда хочешь обладать вещами, носить, держать их при себе. Вот почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой чемоданы… Все, на что я смотрю, мое. И я этому радуюсь. Вся Земля моя, если хочешь знать».
Став знаменитостью, Туве Янссон и не думала почивать на лаврах — не в ее характере. Она написала десяток новелл для взрослой аудитории, занялась костюмами и оформлением сцены для театральных постановок о Мумии-троллях, с огромным удовольствием работала над росписями в детских садах и школах. Ее азарта и увлечения хватило расписать фресками Городской Зал в Хельсинки и алтарь церкви в городе Теуве.
Все, за что бралась Туве, получалось превосходно и приносило радость людям.
— Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше.
Быть счастливой очень легко.
В чем секрет огромной популярности рассказов о муми-троллях? Может, образ дома, в котором всегда горит свет, тебя ждет вкусная еда, внимание и забота близких, и ты чувствуешь себя в безопасности. Именно таким помнит свое детство Туве Янссон.
Туве родилась в Хельсинки в 1914 году в семье известной шведской художницы Сигне Хаммарштен и финского скульптора Виктора Янссона. Богемные родители обожали своих детей — старшую дочь Туве и сыновей Ларса и Пер-Олова и всячески поощряли искать свой собственный путь в искусстве. Следуя по стопам своей матери, Туве стала иллюстратором еще в подростковом возрасте: в 10 лет она уже рисовала иллюстрации для детского журнала, удивляя даже родителей откуда-то взявшейся уверенностью и верной интуицией в работе.
На отца, вспоминала художница, часто находила депрессия, которая появилась после участия в гражданской войне в 1918 году. Но порой хороший шторм приводил его в хорошее расположение духа: тучи сгущались, а он брал всю семью в лодку, чтобы плыть «в самые дикие места и отдаленные острова».
Любовь к путешествиям, к морю, островам и архипелагу Туве сохранит на всю жизнь. А затем и ее герои дружной компанией будут срываться на прогулку в лодке по реке.
— Представьте, как одиноко чувствуют себя те, кого все боятся.
После окончания учебы Туве увлекалась политикой и в 1940-е годы работала в журнале «Garm» — рисовала антифашистские карикатуры.
Вообще, юность художницы пришлась на военную пору, причем одна сменяла другую, и Туве обвиняла в войне весь мужской род:
«У меня нет времени выйти замуж за кого-нибудь из них! — писала она своей лучшей подруге. — Конечно, мне их жаль, и конечно они мне нравятся, но у меня нет ни малейшего намерения посвятить жизнь спектаклю, который последует после… Я могу представить, что произойдет с моей работой, если я выйду замуж… И я отказываюсь иметь детей, которые могут быть убиты в какой-нибудь будущей войне».
— Даже самые печальные вещи могут быть не такими грустными, если правильно к ним относиться.
«Раз умер, так уж умер», — примирительно сказала Туу-тикки. — «Этот бельчонок мало-помалу превратится в прах. А потом, чуточку позднее, из него вырастут деревья, и на них будут прыгать новые бельчата. Разве это так уж печально?»
— Иногда все, что нужно сделать, чтобы успокоить кого-то, это напомнить ему, что вы рядом.
Замуж художница действительно не вышла, и детей у нее не было. Ее малышами стали муми-тролли, они появились в ответ на потребность и желание уйти в мир добрый и наивный, где царит справедливость и всегда можно ожидать помощи от друга.
— В обыденной жизни от гениев — одни неприятности.
Важной особенностью творчества Туве Янссон была автобиографичность. Некоторые истории из жизни мумии-троллей тесно связаны с личным миром и переживаниями художницы, а в чертах характера персонажей можно будет узнать ее близких родственников, друзей и возлюбленных. Главным в жизни художницы были любовь и работа, и в том и другом она была бескомпромиссна. Несколько лет ее связывали романтические отношения с журналистом Атосом Виртаненом, они были помолвлены, но до свадьбы дело не дошло.
Именно Виртанен с его вечной зеленой шляпой и независимым нравом стал прототипом для ведущего бродячую жизнь Снусмумрика.
Любовь и дружбу Туве обрела в женском обществе. Ее первой подругой была Вивика Бандлер, театральный режиссер. Отношения были тайными, но Туве рассказала о них в «Шляпе волшебника». Подружки не-разлей-вода Тофсла и Вифсла, которые даже говорят на непонятном для всех языке — это Туве и Вивика. У них есть бесценное сокровище — огромный рубин (их любовь), — и они пытаются его спрятать от злой Морры. Бисексуальные отношения в то время в Финляндии осуждались.
— Иногда это ужасно трудно — быть самим собой.
Второй и последней любовью Туве стала финская художница Тууликки Пиетиля (Tuulikki Pietila), они прожили вместе 45 лет. Тууликки тоже пробралась в мир муми-троллей как очень практичный персонаж Туу-тикки.
Они вместе путешествовали, много времени проводили на острове, и похоже, были очень счастливы, но Туве так никогда и не отважилась познакомить маму со своей спутницей и держала их связь в «элегантной тишине».
Литературная слава Туве Янссон как создательницы персонажей Муми-троллей затмила ее другие художественные проекты.
«Для Туве чрезвычайно важным было признание ее таланта как художницы, а не только как создателя персонажа Муми-тролль» (София Янссон, племянница художницы).
Туве Янссон ушла из жизни в 2001 году в возрасте 87 лет. Писательница остается любимой сказочницей для многих взрослых, а герои ее рассказов все так же продолжают учить нас самым важным правилам жизни. А то и просто — вызывать улыбку.
— Как это прекрасно — наконец стать старым и выйти на пенсию… О, как я люблю своих родственников. Особенно теперь, когда могу о них больше не думать.
Автор: Ирина Олих. Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru