В последние годы в нашу жизнь ворвалось модное слово «аутсорсинг». Как стратегия аутсорсинг представляет собой процесс передачи части производственной функции или бизнес-процесса сторонней организации, которая является экспертом в данной области. Соответственно, логистический аутсорсинг – это передача функции логистики внешней компании – оператору (провайдеру).
Несмотря на тенденцию сокращения грузооборота в Республике Беларусь в последние годы (по данным Белстат), растет число логистических центров. Если в 2015г. их насчитывалось 34, то в начале 2016г. уже 38, из них 29 приходилось на Минск и Минскую область, 6 – на Брестскую. В связи со значительным превышением предложения над спросом, рентабельность логистических услуг остается низкой, а складские площади заполнены на 40-60%, что зачастую ведет за собой повышение тарифов логистических операторов при неизменном уровне сервиса.
Если же Вы решили отдать логистику на аутсорсинг, Вам не избежать длительной и зачастую трудоемкой процедуры выбора оператора. Все наслышаны о пресловутом треугольнике «цена – качество – скорость», когда для получения услуги или товара хорошего качество и за короткое время нужно заплатить высокую цену, или при низкой цене и скорости, надеяться на хорошее качество не приходится. Важно определить для себя, что Вы хотели бы получить, и что готовы за это отдать. Идеальная ситуация – при удачном выборе логистического оператора вы сможете минимизировать издержки и повысить качество сервиса.
Мы снова возвращаемся к вопросу выбора логистического оператора. Какие критерии стоит учитывать при изучении коммерческого предложения?
Прежде всего стоит обратить внимание на компанию, которой Вы хотите доверить логистику. Что Вы о ней слышали от Ваших бизнес-партнеров? Что о ней пишут в СМИ? Какие отзывы в сети от клиентов? Какой ее статус в ЕГР? И это не полный перечень вопросов, на которые стоит ответить.
Следующим важным критерием является полнота оказываемых услуг. Возможно сегодня Вы нуждаетесь в услугах по хранению и транспортировке продукции, а завтра Вы расширяетесь и Вам дополнительно нужны услуги по таможенному оформлению или переупаковке. Хороший логистический оператор тот, который готов глубже интегрироваться в бизнес-процессы заказчика и прогнозирует рост его бизнеса.
Широкая география присутствия – также один из ключевых факторов при выборе оператора. Она должна формироваться исходя из текущих потребностей всех клиентов и перспектив их развития.
Помимо перечисленных факторов стоит учитывать также:
· Уровень квалификации персонала,
· Опыт работы в данной сфере,
· Гибкость, клиентоориентированность,
· Приемлемое соотношение цены и качества,
· Скорость исполнения заказа (своевременность доставки),
· Наличие собственного автопарка и широкой сети перевозчиков,
· Наличие складских помещений большой вместимости и их выгодное местоположение и прочее.
Можно долго говорить, какая логистическая компания лучше и какие факторы нужно учитывать в первую очередь, но не стоит забывать о том, что она должна обеспечить рост Вашей фирмы, а не тормозить его. Минимизация издержек не стоит плохой репутации и потерянных клиентов.