Анна Королева
Олега Тинькова многие не любят, но бизнес его процветает. В чем секрет одного из самых известных банков нашего времени?
Тинькофф Банк был основан в 2006 году предпринимателем Олегом Тиньковым. С тех пор банк достиг значительных успехов, став, к примеру, по состоянию на 1 апреля 2017 года вторым крупнейшим игроком на российском рынке кредитных карт с долей 10,8%. Но успех компании объясняется не только финансами. Огромную роль играет как маркетинговая и коммуникационная стратегии банка, так и личность его владельца.
Обычный банк, такой как все…
С точки зрения ЦБ, Тинькофф банк ничем от других не отличается, констатирует аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Он участвует в страховании вкладов, сдает отчетность и имеет необходимые для своей работы лицензии. При этом работа Тинькофф Банка строится по определенным принципам, которые заметно отличаются от обычной российской кредитной организации. Основной упор делается на обслуживание клиентов через интернет и в целом применяется инновационный подход к традиционному банковскому бизнесу.
С начала 2017 года акции TCS Group Holding, включающая в себя Тинькофф банк и «Тинькофф страхование», подорожали почти на четверть, тогда как индекс ММВБ упал на 13%. Чистая прибыль материнской компании TCS Group Holding PLC, включающей Тинькофф Банк и страховую компанию «Тинькофф Страхование», по МСФО по итогам первого квартала 2017 года составила 3,4 млрд руб., рентабельность капитала – 43%.
При этом компания стабильно получает признание аналитиков и участников рынка, занимая первые строки различных рейтингов и премий.
Тинькофф Банк был признан «Банком года 2016» по версии финансового портала Banki.ru.
В октябре 2016 года Тинькофф Банк был признан самым крупным независимым онлайн-банком в мире по количеству клиентов по результатам исследования Frost & Sullivan.
В 2016 году Global Finance признал Tinkoff.ru лучшим универсальным интегрированным банковским сайтом.
В 2016 году журнал о финансах Euromoney назвал Тинькофф Банк лучшим цифровым банком в Центральной и Восточной Европе.
Мобильное приложение Тинькофф Банка признано лучшим в России в 2014, 2015 и 2016 годах агентством Markswebb Rank & Report и в 2013-2016 годах компанией Deloitte.
Все гениальное просто
Олег Тиньков, один из самых одиозных бизнесменов нашего времени, написал о своей жизни и работе книгу «Я такой как все». Книга весьма любопытная – автор рассказывает о пути, который ему пришлось пройти до сегодняшнего дня. Первым значительным бизнесом была пивоваренная компания, продажа которой и обеспечила Тинькова средствами на открытие банка. «Продав свой пивной бизнес, я оказался в состоянии достаточной ликвидности для воплощения мечты – открытия банка… Все сошлось: и желание стать банкиром, и любовь к «пластику», – пишет бизнесмен.
За пример была взята работа «Русского стандарта»: если человек взял в нем кредит на холодильник или телевизор и погасил его, банк выпускал на его имя кредитную карту и присылал по почте. Клиент сам решал, стоит ли активировать карту. Естественно, большой процент карт оказывался невостребованным, а многие люди считали сервис банка навязчивым. Тем не менее, пример оказался успешным, хотя за основу ТКС-Банка были взяты американские финансовые сервисы.
Сейчас система работы достаточно проста, а простота, как известно, сестра гениальности. Клиент, рассказывает Олег Тиньков о системе работы своего банка, желающий сделать вклад под высокую ставку, приходит в офис и видит там очередь. В ней можно простоять и час, и два. Это неприемлемо для людей, ценящих свое время. Так появилась схема, по которой человек может сделать вклад, не выходя из своего офиса или дома. Он просто звонит в колл-центр или делает заявку на сайте. Банк оперативно выпускает на имя человека именную бесплатную дебетовую карту Master Card Platinum, и банковский представитель в течение 24 часов приезжает с этой картой к клиенту, где подписывает договор.
Деньги клиент может внести разными способами: переводом из другого банка или через автоматы cash-in, сеть которых очень развита в России. Как забирать вклад? Через любой банкомат в любой точке мира, либо сделав перевод в другой банк безналичным способом. Через колл-центр Тинькофф можно легко перевести деньги на карту другого банка. Кому-то из клиентов такая схема покажется сложной, но она реально экономит время – самый ценный ресурс в таком городе, как Москва, где огромные расстояния и пробки на дорогах являются колоссальной проблемой, считает владелец компании.
Феномен Тинькофф Банка заключается в том, что простейшую модель взаимодействия с клиентами перенесли на удаленную платформу, признает член совета директоров Банка «Воронеж» Мурад Салихов. Более того, тренд в сторону перехода людей на онлайн-банкинги приложения был довольно силен, чем и воспользовались создатели этой компании. При этом клиентам не предлагают каких-либо сложных продуктов, все просто – кредитная карта и депозиты, просто без отделений и необходимости прямого контакта с сотрудниками банка. То есть Тинькофф Банк – это довольно простой финтех, инновационность тут заключается в простой смене канала коммуникации с клиентами.
Ни одного отделения для клиентов
«Я уверен, что интернет – это наше будущее, и важно быстрее застолбить себе место в нем. Наверное, уже через год никто не будет удивляться, что у банка «Тинькофф Кредитные Системы» нет ни одного отделения для обслуживания клиентов, а лет через 10 люди будут с удивлением смотреть на банки, имеющие большое число офисов», – считает сам Олег Тиньков.
Вообще будущее не только за интернетом как таковым, но и инновациями в финансовой сфере, как сейчас говорят, финтехе. Как отмечают в самой компании, стратегия ТКС-Банка – это трансформация в полноценный финансовый супермаркет, который предоставляет клиентам как собственные сервисы, так и партнерские продукты через мобильный и интернет-банк.