Всевозможная информация о памперсных вундеркиндах, детях индиго и прочих дарованиях наталкивает родителей на мысль приглядеться к своему чаду с целью поиска какой-нибудь «удивительности». Или, на крайний случай, обучить чему-то такому-эдакому ребёнка, вооружившись современными методиками раннего развития.
Заниматься развитием ребёнка — это святой долг каждого родителя. Но во всём нужна «золотая середина»: если недостаточно уделять этому внимания, то можно и упустить сензитивные периоды (наиболее подходящие) для тех или иных способностей. А в случае особого рвения родителей ребёнок может потерять интерес и желание чем-либо подобным заниматься.
Часто упор делают именно на интеллект – научить читать, писать, вычислять, знать несколько языков. А об эмоциональной сфере, воображении и физическом развитии забывают. Как невозможно построить прочный дом без хорошего фундамента, так и невозможно добиться особых успехов в учёбе, не развивая способности к качественному восприятию цвета, звука, формы, воображения, способности адаптироваться в коллективе, договариваться с людьми, решать конфликтные ситуации.
Раннее обучение счёту и чтению — это нарушение нормального хода развития мозговых структур. Это как лишить растения листьев, чтобы плоды получились поувесистей. Мозг представляет собой сложную структуру, которую можно сравнить с сундуком, в котором горизонтально и вертикально расположены ячейки. Его наполнение происходит снизу вверх. Крышка сундука является конечной целью родителей. До неё добраться и раскрыть её – это выявить таланты и максимально развить способности своего ребёнка. Чтобы приоткрыть сундук, необходимо наполнить веществом все ячейки. Важно не наполнить сундук побыстрее, а добиться, чтобы каждая ячейка была заполнена.
Есть вертикально взаимосвязанные структуры, которые постепенно наслаиваются (переход от предметного мышления к абстрактному). Горизонтальные связи – это способность переводить сигналы одной модальности в другую (звук в цвет, осязание в визуальную форму и т.д.). Талант и гениальность – это жонглирование этими модальностями. К примеру, Р. Вагнер в своём “Летучем голландце” передал звуками скорость судна, время суток, силу ветра и даже приближение к берегу. Поэтому ребёнка нужно учить воспринимать запахи, цвета, звуки. Это лепка, аппликация, рисование, музыка, движения и тому подобное. Нужно учить лепить, рисовать и передавать звуками всё, что вокруг.
Второй уровень гениальности – это умение схематизировать то, что переведено из модальности в модальность: ноты, мазки, техника лепки, цифры и буквы. Формирование предметно-схематического мышления происходит уже в школьном возрасте. Но база закладывается именно на этапе накопления опыта восприятия мира, как набора звуков, цветов, запахов и ощущений. Поэтому дошкольников нужно учить замечать вокруг себя обилие всего этого и умению передать воспринятое другим. Это и есть творчество. И физики, и химики, и математики делали свои открытия, наблюдая за окружающей средой, процессами, происходящими в ней.
Всему своё время. В развитии должен действовать принцип последовательности. Если наполнить вертикально одну часть сундука, то крышка откроется. На короткое время. Пока содержимое из вертикальных ячеек одной стороны не начнёт пересыпаться в горизонтальные ряды пустой части. Яркий пример тому – это громкие имена детей-гениев, о которых перестали вспоминать по мере их взросления. Потому что всё стало на свои места: гениальность оказалась опережением возрастного развития. По-настоящему развить способности ребёнка – это дать ему возможность выбрать занятие по возрасту и интересу. Счастливый взрослый – это полноценно переживший детство ребёнок, а не тот, кто научился читать в 3-4 года.
P.S. Рихард Вагнер начал учиться музыке в 15 лет …