Авиационные аналитики сравнивают таблицы производства и поставок двух авиагигантов и делают свои выводы: в отличие от прошлого, в этом году Boeing станет первым, и поможет ему в этом его конкурент, увязающий в проблемах.
Производственное коромысло Airbus
У Airbus проблемы на обоих концах его продуктовой линейки.
Самая крупная модель, A380, официально и "громко" замедляется: в этом году его выпуск составит 15 экземпляров, в следующем — 12, а в планах на 2019 год произвести всего восемь самолётов. Падение особенно отчётливо видно в сравнении с 2016 годом: было выпущено 27 самолётов Superjumbo.
Быть или не быть: Airbus готовит своего Суперслона к авиашоу в Дубае
Торможение производственной линии, и это уже многократно обсуждалось, связано с желанием сохранить модель "на конвейере" и дождаться оживления рынка и новых заказов.
Пока желающих вложить свои деньги в этот самолёт нет.
На другом конце линейки, в секторе магистральных узкофюзеляжных самолётов, Airbus поставил пользователям 59 единиц новой модификации A320neo. При планах поставки 200 самолётов за весь год первое полугодие можно считать провальным.
Причина этого вовсе не в спросе: продажи обеспечили производственников заказами на годы вперёд.
Проблемой оказались двигатели PW1100G американского производителя Pratt & Whitney — один из двух опциональных вариантов силовой установки.
Двигатели Pratt & Whitney бьют по Airbus
С момента начала эксплуатации первого PW1100G на Airbus A320neo в конце января 2016 года в немецкой Lufthansa выявились три серьёзных изъяна: тенденция к отклонению вала ротора двигателя из-за разности температур поверхностей, ускоренный износ материалов на внутренней поверхности камеры сгорания и разрушение углеродного уплотнителя вокруг третьего подшипника компрессора высокого давления.
Компания Pratt & Whitney, по сообщениям Airbus, провела должную модернизацию и устранила недостатки — но "проверки работы в нормальных условиях" ещё не было, поэтому говорить об исчерпании вопроса преждевременно. В этом свете задача достичь целевых показателей поставок оказывается "более сложной", а "клиенты по-прежнему испытывают ряд проблем, связанных с сервисным обслуживанием этих двигателей".
Bombardier, ещё один партнёр Pratt & Whitney — на самолёты CS100/CS300 устанавливаются PW1500G — отрицает проблемы у двух текущих пользователей (швейцарской Swiss и латвийской Air Baltic), и утверждает, что двигатели поставляются на сборочную линию в соответствии с пересмотренным графиком. До конца этого года канадский производитель собирается передать заказчикам до 30 самолётов новой серии — по нижней границе ранее озвученных планов в 30-35 единиц.
Золотая середина
В сегменте широкофюзеляжных самолётов с одной пассажирской палубой у Airbus благоденствие.
В первом полугодии 2017 года выпуск A350 достиг 30 единиц против 12 годом ранее. Портфель твёрдых заказов не просто позволяет — он стимулирует производителя разгонять сборочную линию, и до конца года она ускорится до 10 самолётов этого семейства в месяц.
Суммарно в текущем году европейский концерн планирует поставить заказчикам свыше 700 машин.
Пять причин спада продаж широкофюзеляжных самолётов
Boeing: сильные "ноги" поддерживают тяжёлую "голову"
Несмотря на то, что во втором квартале было выпущено меньше гражданских самолётов, чем в прошлом году (183 против 199 за 2-й квартал 2016 года), Boeing по-прежнему считает реальным по итогам 2017 года поставить заказчикам 765 авиалайнеров — поскольку его производство планомерно ускоряется.
Boeing проиграл сам себе, но выиграл у Airbus
В узкофюзеляжном сегменте продолжается постепенная миграция от выпуска 737 Next Generation к производству 737 MAX, суммарный выпуск обеих модификаций семейства составляет 47 единиц в месяц.
В течение второго квартала было поставлено шесть самолётов 737 MAX 8 — это первые экземпляры для двух стартовых заказчиков, Malindo Air и Norwegian. По итогам года новинка должна занять до 15% общего годового объёма выпуска узкофюзеляжного семейства 737.
В планах компании разогнать производственную линию 737-х до 52 единиц в месяц в 2018 году и, при хорошей рыночной конъюнктуре, до 57 самолётов в месяц в 2019-м.
Как и Airbus, американский гигант обладает огромным портфелем контрактов на основное широкофюзеляжное семейство — у него это 787 Dreamliner, их заказано свыше 700 — и поэтому прикладывает усилия, чтобы настроить производственные мощности для корректного выполнения взятых обязательств. К концу десятилетия скорость выпуска 787-х должна составить 14 штук в месяц.
Двухпалубные четырёхмоторные широкофюзеляжные самолёты у американцев заказывают ещё меньше, чем у европейцев: пассажирских вариантов Boeing 747-8 на регулярные линии больше не делают. Производитель сосредоточился на выполнении разовых специальных заказов и выпуске грузовой версии, производственная линия замедлена до 6 самолётов в год.
Поскольку разработка 777X продолжается, а новых заказов на бывший когда-то бестселлером Boeing 777 уже нет, линию в Эверетте тоже замедляют — для создания "моста" между старой и новой модификациями, когда последователь сменит предшественника без остановки.
Boeing 777X начинает задерживаться. Заказчики довольны
В августе темп выпуска "Трёх семёрок" сократится до пяти в месяц (с семи в начале года), к 2019 году скорость снизится ещё — до 3,5 самолётов в месяц. В Boeing утверждают, что "мост" практически обеспечен заказами.