Итоги первого музыкального полугодия 2017.
2017-й, первая половина. Путник на привале, топор вонзается в кору дерева, на нем повисла походная сумка, путник спит. Короткая передышка, новое движение, на дереве следы остановки, смола затягивает ранку. С музыкой то же, от шажка случая к игре по случаю, музыка — это смола. Природа и есть случай. Поп-музыка механически пытается возродить свой подражательный потенциал; мимесис, сказал бы Аристотель, катарсис; вон, — хрипел бы Платон. Истина дороже: плейлист твоего утра — это действительно не природа и тем более не ты. Она прикидывается твоим другом. Твоим способом стать красивее, умнее и понятнее. Поп-музыка противоречит природе, потому что природа оставила место только двум композиторам, все остальное имплицитно, задумано, человеку достаточно лишь говорить. За разговором и ум, и красота, и случай. Например, что будет, когда музыка кончится?
Я не зря начал с нелепого перепева из “Лисичкиного хлеба”, все так: я — путник, в сумке пригоршня лесных находок для Анютки, вас то есть. 50 альбомов, поровну на там и тут. Среди них очень много того, что принято называть джазом, но есть место и для панка, нойз-кора и легкого world music.
Я сам подписался на эту игру, где процесс важнее результата, цитата важнее первоисточника. Так отыскался лучший на сегодня альбом года — Post Modern Trap Music, половина которого посвящена объяснению почему здесь сыграны именно эти, а не другие ноты. Здесь важна форма: плейлист, переплетенный знаками, повторами, навязчивыми идеями на грани истерики, почти, кажется, неразрешимой, и оттого в отдельные моменты прекрасной сначала музыкально (расшатываемая композиция из двух инструментов — саксофона и барабана), а потом и словесно. И обе эти вещи уравнивают друг друга, словно заговорщики. Впрочем, это касается всех приведенных ниже альбомов. Заговор.
Я нахожусь в той же клетке неясной, но четко структурированной игры вроде твистера, где поле с цветными кругами — это я, а скрещенные фигуры на нем — то, что мной только прикидывается. Что означает эта игра? Решения нет, скорее всего, ничего не означает. Музыка и культура сейчас — это способ входа в сеть. Блокчейн, бигдата, электронные платежи, умная колонка — все это. И поэтому ребята на сцене далеко не Роллинг Стоунз, но важно знать, что сцена есть, и ты их слушаешь не через earphones и видишь не на экране. Способ завершиться есть критерий искусства, а остальное стрим, мимесис, катарсис.
--
Посмотреть список 50 лучших альбомов полугодия: здесь.