«Я чувствую бесконечность», – писал Чарли, главный герой книги Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней». Примерно то же самое думаю я, с бесконечным восторгом глядя на скетчи будущего комикса. Чьи они? Давайте знакомиться.
Автора скетчей зовут Алексей Гончаров или же Алексей Дитко – по фамилии американского писателя и художника, работавшего в компании «Marvel». Он очень популярен в мире российского комикса – его работы, в особенности «Доктор Люцид», имеют массу поклонников, и в Сети можно встретить не одну статью о его творчестве, с восторженными отзывами критиков и любителей этого искусства.
Благодаря спец-проекту с магазином «KARANDASH» мне посчастливилось познакомиться с Лешей и пообщаться с ним.
– Расскажи, пожалуйста, как ты стал увлекаться комиксами?
– Сначала из мультфильмов, а потом, лет в семь, в Сочи мне купили комикс про «Людей Х». Когда я вернулся домой, в Волжский, то в магазине увидел, что есть еще комиксы. И стал их покупать. Сначала не часто, но быстро стал брать каждый месяц. Мне очень это понравилось и лет до 13 я их покупал. А потом на какое-то время перестал. Думал, что все – я очень взрослый и хватит с меня комиксов (улыбается).
А лет в 16, когда у меня появился безлимитный Интернет, стал их скачивать и заказывать – и обратно вернулся.
– А как ты начал их рисовать?
– Я всегда любил рисовать. И мне нравилось, как рисует моя мама. Я любил ее попросить, чтобы она мне что-нибудь рисовала, пока я чем-то занят, чтобы я вышел, а у меня есть готовый рисунок. В определенный момент она сказала, чтобы я рисовал сам. И я стал рисовать больше. И лет в 10-11, я нарисовал первый комикс, где персонажами были мои одноклассники. Это был ужастик – пародия, кажется, на «Пятницу 13», потом на «Кошмар на улице Вязов», а еще перерисовал «Матрицу». Героями были мои одноклассники – они плохо выглядели, но в 11 я обожал «Матрицу» и мы перерисовали все три части с другом, который тоже рисовал.
Мне нравилось именно рассказывать истории. И я стал рисовать комиксы, потому что для меня это более удобный формат рассказа. Если бы у меня были способности к режиссуре, я бы стал двигаться в этом направлении, но, так как я неорганизованный, то мне удобнее нарисовать. Так я и стал рисовать комиксы – для меня это не просто иллюстрации, а именно повествование.
– Это твое основное занятие?
– Я учился на дизайнера архитектурной среды. Попутно я еще подрабатываю фрилансом и, скорее всего, буду заниматься дизайном по профессии, которую получил. Я бы хотел, чтобы комикс был моим основным занятием, но в России это пока невозможно. Нужно иметь высокий уровень, а если судить объективно, то у меня именно такого еще нет. Но я думаю, что я развиваюсь и может, это когда-нибудь да получится. Как я уже сказал раньше, мне нравится рассказывать истории и, если бы у меня была возможность, я бы сам не рисовал. Будь у меня художник, которому я мог бы как-то платить и мне нравился бы его рисунок, я бы без проблем отказался от рисования.
Рассказ – это мое самое любимое увлечение. Рисование – это уже второе, попутное. А из-за невозможности заниматься комиксом, мне пока придется заниматься дизайном.
– Расскажи о том, как создается комикс?
– Пока я двигаюсь – куда-то иду, я все время думаю не о каких-то там делах, а о всякой ерунде, из чего складывается определенная история. То есть я могу придумать несколько сцен, которые мне кажутся прикольными, а потом их соединить во что-то общее.
Я таким занимался еще в детстве, придумывая истории по дороге в школу – мне это очень нравилось.
Потом я все это обдумываю, чтобы потом это быстро все, скажем так, законспектировать. Если показать эти «конспекты» кому-то другому, то он ничего не поймет, потому что я стараюсь их делать очень условными – персонажи часто заменяются «кружочек», «квадратик», «треугольник», чтобы я примерно знал, кто где находится. И потом я, когда уже начинаю рисовать, примерно знаю сцену, как я ее придумал, плюс что-то еще додумываю.
Но я стараюсь весь сценарий комикса, всю раскадровку сделать заранее. Потому что когда ты придумал три страницы и начинаешь рисовать, то думаешь, что разовьешь историю дальше, она может легко развалиться. А нарисовав, ты думаешь: «О, было бы круто, если бы я еще до этого нарисовал сцену, еще две страницы, и они бы еще лучше эту историю раскрыли!». Но ты уже нарисовал эти три, и они там как-то мешают друг другу, и придется перерисовывать. То есть, получается – ходишь, думаешь об этом, делаешь раскадровку, рисуешь и потом уже в фотошопе доводишь – текст вставляешь, раскрашиваешь. Этапы достаточно простые.
– Ну для кого как – для меня, как человека, который вообще не рисует, это все просто магия.
– На самом деле часто о многих вещах рассказывают слишком сложно. Мне нравится, когда говорят так, как есть. Что все состоит из простых вещей, и тот же комикс состоит из простых вещей, которые могут быть нудными, из-за этого казаться сложными, но что-то такого невозможного, я думаю, нет. Придумываешь и рисуешь.
– Расскажи о своем участии в проекте «Параллельные комиксы».
– Лет в 20 я с другом создал комикс «Vinnie Barton». Он придумывал, а я рисовал. Потом друг уехал в Питер и ушел из комиксов в более интересную ему стезю. Так как мы создавали комикс вместе, я спросил – можно ли мне его сделать под себя. Я перерисовал «VB» и стал узнавать, кто его может издать.
Мне посоветовали обратиться к Максиму Чумину. Я ему написал. Он ответил, что пока «Vinnie Barton» выпустить не получится, но предложил поучаствовать в создании антологии «Параллельные комиксы». Я согласился. Сначала я хотел сделать историю-предисловие к «Vinnie Barton» и выпустить его в этой антологии. Но потом Максим предложил сделать самостоятельную историю – в предисловии много кто чего не поймет, а отдельная история – цельна. При работе над комиксом давалась полная свобода – я уточнил только про кровь, ругательства, но в моей истории, хоть и есть экшен, он не жестокий.
– Когда я искала информацию о тебе и твоих работах, то прочла о комиксе «Доктор Люцид». Насколько я поняла, он очень популярен среди фанатов комикса. Ты его сам придумал?
– Я его только рисовал – увидел, что выходит первая антология, и написал Алексею Волкову, одному из создателей Доктора Люцида, узнать, нужен ли художник, и скинул свой рисунок Люцида. Ему понравилось, и он начал присылать мне сценарий. Все очень свободно: он мне пишет, что должно быть на странице, а я уже рисую. Придумал всего одного персонажа – это начальница Булгарина, который работает в полиции. Он должен быть дядькой с усами, но там уже до этого были нарисовано двое таких дядек, и я предложил – сделать одноглазую женщину красивую – вот и все мои идеи (улыбается).
– А сколько ты над ним работал?
– Если говорить в общем, то очень долго, но, если посмотреть внимательнее… (улыбается), то не так много. Все заняло 2 года. Мы рисовали один выпуск месяца полтора. Мне прислали страницу – я рисовал ее дня день-два. Мне прислали еще страницу, я нарисовал. Штук пять в таком режиме. И потом пропал на неделю. Или они пропали.
Так мы нарисовали три выпуска, и пропали друг для друга на год или полтора. Но потом издатели объявились и предложили доделать. В 2017 году выйдут уже все 4 выпуска.
– Я видела две твои мини-истории: «Рюмочная» и «Свидание». Мне кажется, там все достаточно жестко. Почему?
– Мне интересно наблюдать со стороны за, скажем так, криминальной частью России. Мне кажется, это отличная почва для историй. Можно придумывать истории и делать их в духе Тарантино. Жестокость мне нравится, но суть не в том, что я хочу всех убивать. Она мне кажется в какой-то степени забавной – главное, не переносить ее на жизнь.
Если говорить о «Свидании», мне нравятся старые ужастики, где все бутафорное такое и там всегда участвуют «неприятные подростки». В последнее время стал выходить такой вид фильмов, с новыми подростками, которые тоже интересны – «Субмарина», «Я, Эрл и умирающая девушка», «Хорошо быть тихоней». Я бы их назвал «винтажными» – кто смотрел «Субмарину», тот сразу поймет. И я подумал, что если соединить – убрать диких подростков из 80х и добавить новых, которые ходят все время в пальто, обсуждают фильмы?
– Чем ты вдохновляешься?
– В основном, это фильмы. Мне нравится Тарантино, Эдгар Райт, который снял «Типа крутые легавые», «Зомби по имени Шон» – он, наверное, мой любимый режиссер. Еще один из любимейших – Скорсезе, и мне очень нравятся фильмы, которые считаются классикой в кинематографе – «Крестный отец» и другие. И я очень часто выбираю для просмотра фильмы для 70-х – не знаю, почему так, но я их много смотрю и ими вдохновляюсь.
– А книги?
– Мой любимый автор – это Альбер Камю и его произведение «Молчание». Там все так тонко. Он очень простой при этом… чувственный. Мне он очень нравится. Ну и нравится старые ужастики Эдгар По, Стивенсон.
– Как ты развиваешь свой стиль?
– Я начинал с подражания – открывал комикс, видел, как у художника нарисованы, например, пальцы, и пробовал также. Часть стиля – это то, как тебе удобно нарисовать самому. Ты что-то подсматриваешь и думаешь, что нарисуешь вот так, а получается по-другому и думаешь – и так круто.
А развиваешься ты, когда у тебя есть желание. У меня часто возникает желание из-за того, что случается что-то неприятное, я очень злюсь и не знаю, куда это деть. Думаю: «Да я вам сейчас такое нарисую, вы обалдеете!» (улыбается). У меня, пока я злой, мне кажется, получается рисовать получше.
Я рисую, выкладываю. И всегда думаю, что будет намного круче, но революция не получается – получается эволюция небольшая.
– Ты участвовал в каких-нибудь крупных мероприятиях, например Comic Con Russia?
–У меня пока не было возможности поехать самому, и я еще не такой мастер, чтобы меня позвали и привезли как автора. Да и большого удовольствия от общения с определенной территорией я не получу – только с определенными людьми, чтобы было комфортно.
Пока я сильно не рвусь, но, если бы это было чуть проще сделать, поучаствовал бы, потому что это интересно.
– Ограничивает ли тебя город?
– Интернет все упрощает, но все равно это немного не то. Хотелось бы именно живого обсуждения, потому что идет напор энергии, когда ты начинаешь обсуждать и все такое бурное, бурное! Из-за этого комикс может получиться лучше – вы «заряжены» и начинаете обмениваться этим.
Когда мы рисовали «Vinnie Barton», мы ходили, обсуждали, говорили об идеях вместе, напрямую. А когда ты обсуждаешь в Интернете, и ты такой на подрыве: я сделаю это вот это вот это! И, если бы общение происходило вживую, тебе ответили: «Да, давай! Круто!». А тебе приходит: «Ок». И ты такой: «Ну ок». Так нарисую. Интернет мешает эмоциям, а они очень помогают рисовать.
– А есть желание переехать?
– Да. В Волгограде и в Волжском вот таким заниматься не получится – тут просто не будет спроса. Да и в России сложно с ним. Того же «Vinnie Barton», которого я хотел издать, наверное, и не получится издать, не потому что не хотят, а потому что это будет накладно. Поэтому хотелось бы переехать для большей коммуникаций и для новых эмоций, потому что когда ты долго в одном месте, стагнация происходит.
– А куда бы ты хотел?
– Если не брать вопрос о том, как я там буду жиииить и т д, то мне всегда нравилась Англия. Мне нравится английский футбол, брит-поп, Денни Бойл – интересна культура.
Я не могу сказать – я бы переехал не в Питер или Москву, а в…. Саратов (улыбается). Или Владивосток, хотя он тоже очень красивый. Но ориентиры, как и у всех, столицы. Потому что, когда я учился на дизайнера, у нас была история архитектуры и мы это все проходили. И я бывал в этих городах. Меня очень впечатлила их красота.
Больше хотел бы в Питер. По внешнему виду он красивее, а вот как жить – не знаю. Для меня они одинаковы. То есть я сужу только по красоте.
Когда я думаю о переезде, я не из разряда «Я поеду покорять». Это нормально, но у меня не так. Меня привлекает внешняя составляющая и что в нем интересно жить.
– У тебя есть любимый комикс?
– Одного любимого комикса у меня нет. Один из сильно повлиявших на меня – «Скотт Пилигрим». Думаю, как и многим, он понравился мне, потому что он очень необычный, очень простой и мне очень нравилось, что все эти фишки этого мира никак не объясняют. И тебе даже не хочется, чтобы их объясняли. Я посмотрел фильм и был очень впечатлен – еще бы, в 16 такое увидеть (улыбается).
Примерно тогда же я был очень впечатлен комиксом «Бэтмен. Год первый», который написал Френк Миллер. Мне понравилась эта история тем, что она очень локальна: битва идет с криминальными персонажами – никаких монстров и проч. И Бэтмен органично с ними связан. Я против них ничего не имею, но мне нравятся именно такие истории. Плюс – там показ становление самого персонажа, а это, наверное, самое крутое в историях.
Этот же автор написал и «Город грехов». Кстати, лет в 12 он так меня впечатлил! Я замучил папу, чтобы он нашел мне комикс. Если хорошо подумать, я еще что-нибудь вспомню, но первыми вот эти вспомнил.
– Как познакомился с магазином «Карандаш»?
– Когда я увидел, что он открывается, я был очень рад! В Волгограде – магазин комиксов! Мы с друзьями все загорелись. Потом еще и в Волжском отдел открылся – я там был первым покупателем.
И на самом деле резонно говорят, что в Волгограде все плохо развито. В комикс-тусовке Волгоград очень сильно представлен – Максим Трудов, Дима Колыбелькин, Дима Солодский, Макс Вернер. Многие разъезжаются, но все равно, есть с кем пообщаться. Но, если говорить о людях, можно найти абсолютно разных.