Самое хайповое или, как говорило старшее поколение, мейнстримное искусство рождалось где-то в соседних подъездах панельного мэйза, и называлось иноземным словом «андеграунд». А вы, наверное, думали, что модный принт на вашей футболке из Pull&Bear результат мозгового штурма за круглым столом? Лет 5 назад это был набросок никому не известного художника-самоучки. О них и пойдет речь. Поговорили с самобытной художницей Ириной Хартанович о цензуре на выставках в Волгограде, самообразовании и о том, как продвигать свой талант в нашем городе, если о тебе никто не знает.
– В каком стиле ты рисуешь?
– Точного названия стиля нет, но я отдаю предпочтение графике и digital art.
– Я знаю, что твоя первая выставка была на «Пульсе Творчества» в Old Side. Есть, что вспомнить?
– Я очень сильно волновалась – это был мой первый опыт. На самом деле, потрясающе. Раньше я считала, что в Волгограде у многих людей отношение к художникам – чисто потребительское. Повесить какой-нибудь натюрморт у себя на кухне, уметь отличить Шишкина от Айвазовского и всё, на этом их познания и потребности заканчиваются. А тут я вижу, что люди расшифровывали абстракции, смотрели на странные изображения и такие: «Да, я вижу в этом что-то свое. А что видишь ты?». Это очень радует. Я благодарна организаторам за то, что имела возможность быть частью этого события.
– Как ты познакомилось с организаторами, и стала участником?
– Я делала обложку для альбома The Tveans, они выступали организаторами мероприятия. Один из участников группы предложил мне поучаствовать, так как там присутствовали поэты, музыканты, художники. Естественно, я согласилась.
– Были критерии, по которым отбирались твои работы? Цензура?
– Так получилось, что одна из моих работ не прошла цензуру. Вопрос, конечно, спорный. Я считаю, что цензура должна быть адекватной и на подобных выставках целесообразно её вводить, но это тонкая грань, тут нужно о каком-то конкретном случае рассуждать.
– Ты сейчас упомянула о том, что рисовала обложку для The Tveans. Можешь рассказать о работе с ними?
– Потрясающие ребята! У них приятная музыка, своеобразный стиль. Работать с ними было одно удовольствие, в плане того, что они сказали мне, чего хотят от этой обложки: визуальный образ, идея. Всё остальное было лишь вопросом времени и, скажем так, техники.
– А бывают какие-нибудь конфузы при общении с заказчиками? Сложные ситуации? Как ты их решаешь?
– Конфузы обычно заключаются в том, что человек не может объяснить, чего он хочет. Например, говорит: «Хочу, чтобы было красиво». Конкретики никакой. Как правило, узнается это где-то в середине работы, когда ты начинаешь уточнять у человека, что ему не нравится на данном этапе эскизов, а он просто не знает, что ему нужно. Думаю, это одна из ключевых проблем: заказчики, которые точно не знают, чего они хотят.
– Раз уж зашла речь о работах на заказ. Сколько ты зарабатываешь своим увлечением? Как ты нашла первых заказчиков в Волгограде?
– Не могу назвать определенную цифру, потому что, если и есть какая-то прибыль, то она приходящая и уходящая. Не очень много людей знают про меня, чтобы заказывать мои работы. Первыми заказчиками были в основном друзья, либо знакомые. Все это делалось ради того, чтобы набить руку. Вообще, заказчиков в Волгограде можно найти через сайты https://freelance.ru или https://www.fl.ru . Ещё я размещаю свои работы на публичной странице в «Инстаграме» (https://www.instagram.com/12_00_tutorial) или «ВКонтакте» (https://vk.com/lactopab), что также является хорошим способом привлечения клиентов.
– Что чаще всего у тебя заказывают?
– Портреты. К ним интерес никогда не угасает. Заказчику хочется посмотреть на себя со стороны, думаю, в этом есть доля животного интереса, которая делает востребованным данное направление в искусстве.
– Ты пользуешься компьютерными программами?
– Рисую только в одной программе, PaintTool SAI. Пыталась разобраться с фотошопом, но мне комфортнее работать именно в SAI.
– Расскажи о своем самообразовании?
– Я не поступила на желаемую специальность, поэтому занимаюсь самообразованием в интернете. Нисколько не расстроена, потому что образование в высшем учебном заведении предполагает структурированную систему, что может ограничивать творческую составляющую. В самообразовании больше свободы: можно выбирать «преподавателей» на свой вкус. Кто-то объясняет понятнее, кто-то выставляет работы, которые тебе больше нравятся или подходят к твоей технике. Для себя я выделила канал ArtStudying.Com. Там Олег Торопыгин, преподаватель, объясняет азы, рассказывает некоторые тонкости. Это хорошая помощь не только новичкам, но и профессионалам.
– Влияет ли самобытность художника на его востребованность? Что скажешь о других местных художниках, их стиле и конкуренции с ними?
– Думаю, что самобытность художника не влияет на его востребованность. Не могу назвать ребят, которые делают что-то похожее на мой стиль. Безусловно, меня вдохновляют работы некоторых художников, как профессионалов, так и самоучек. Конкуренция есть всегда, вне зависимости от того, какой это город, и насколько сильно там развита культура созерцания прекрасного.