Стартовый капитал – 400 тыс.руб.
Прибыль в месяц – 30-50 тыс.руб.
Срок окупаемости – 12 мес.
Многие люди обожают животных, поэтому с удовольствием посещают зоопарк, особенно контактный, где дети могут не только наблюдать за зверушками в клетках или загонах, но и погладить пони или овечку, принять участие в их кормлении.
Таким образом, открытие контактного зоопарка носит не только бизнес-интерес, но и является важным социальным проектом. Поэтому некоторых предпринимателей привлекает идея открыть контактный мини-зоопарк.
Где и как организовывать зоопарк.
В большинстве случаев успех бизнеса зависит от места его расположения. Зоопарк не исключение. Идеальное место – черта города недалеко от парка отдыха. Он должен находиться в месте с удобной транспортной развязкой, недалеко от остановки общественного транспорта.
Желательно открыть рядом с ним парковку или предусмотреть какую-то возможность оставить автомобиль на некоторое время. Парковка может оказаться еще одним источником дохода или же стать дополнительным бонусом к вашему имиджу, если организовывать ее бесплатно для посетителей зоопарка.
Кроме парковки инфраструктура зоопарка должна включать другие дополнительные услуги, которые увеличат доход предпринимателя. Например, обязательно на территории рекомендуют размещать детские площадки, аттракционы, батуты.
Посещение зоопарка – дело не одного часа. Чаще всего сюда приходят семьями и проводят практически целый день. Поэтому надо открыть различные кафе, точки продажи мороженого, прохладительных напитков. Прекрасным вариантом станут детские площадки с различными аттракционами: качелями, горками, батутом. В зимнее время можно организовать малые аттракционы для детишек в закрытом помещении. Такой подход поможет увеличить доход в несколько раз.
От инфраструктуры зависит и размер площади под зоопарк. Надо учесть, что кроме вольеров, аттракционов и точек питания на территории надо открыть туалеты, зеленые зоны, предусмотреть административные здания. Самый бюджетный вариант – открыть зоопарк в большом торговом центре.
Ряд предпринимателей не решаются открыть такой бизнес, так как находят его слишком рискованным. Основной доход он приносит летом и практически не окупает себя в холодную пору года.
К тому же некоторые звери зимой впадают в спячку, и беспокоить их в это время не рекомендуется. Все это может существенно подорвать финансовый план предпринимателя. Но поборники этого бизнеса утверждают, если грамотно организовать его, он может приносить доход круглый год.
Вполне логичным будет функционирование на территории зоопарка торговых точек с товарами для домашних питомцев и сувенирами. В них же можно продавать корм для обитателей зверинца и разрешить кормить животных. Это станет еще одним пунктом дохода, если цены будут установлены в разумных пределах.
Во многих зоосадах не приветствуется и даже строго запрещается вести фото- и видеосъемку. Чтобы привлечь больше посетителей в частный зоопарк можно разрешить делать снимки и видео бесплатно или, установив символическую плату.
Владельцы контактных зоопарков считают, что выгодно содержать лошадей, особенно пони. Катание на них очень нравится детворе, а приемлемая плата приносит пусть и небольшой, но стабильный доход. Зимой всегда можно организовать катание на санях.
Кого держать в зоопарке.
Ваш бизнес-план должен содержать отдельный пункт о животных, которых планируется держать в зоопарке. Здесь важно подобрать редкие виды, которые не всегда встретишь в обычном зоопарке. Но при этом надо помнить, что контактный зоопарк – это место непосредственного общения посетителей с животными, что редко встретишь в обычном зоопарке.
Взрослые и дети могут подойти к животному, погладить его, покормить, причесать. Это значит, что животные должны быть неагрессивные, которые не нанесут вреда посетителям.
Поэтому план закупок должен включать:
• домашнюю сельскую птицу (кур, гусей, уток);
• мелких животных (кроликов, нутрий);
• крупных животных (коз, овец, лошадей, пони).
Можно разбавить зверинец такими экзотическими представителями фауны, как павлины, страусы. Самый большой восторг дети получают от общения с молодняком. Цыплята, утята, ягнята, козлята, поросята – из вольеров с такими животными их сложно выманить.
Но в бизнес-план надо заложить определенную долю потерь – дети не всегда соразмеряют силы и могут попросту придушить животное или птичку. Но в любом случае открыть и содержать зоопарк с такими зверями куда дешевле, чем с заморскими экзотическими.
Особенность контактных зоопарков.
Контактный зоопарк отличается от обычного тем, что является интерактивной площадкой. Здесь ребенок может не только издалека наблюдать за животными, а и контактировать напрямую: подойти к прирученным зверушкам, погладить их, принять участие в кормлении и уходе. Поэтому здесь отдают предпочтение животным, которых можно брать на руки и безбоязненно трогать.
На таких площадках должны находиться только те животные, которые не могут принести никакого вреда малышу. Особой популярностью пользуются площадки с молодняком: поросятами, козлятами, ягнятами, пони и другими животными и птицами. Дети на таких площадках просто млеют от восторга. Правда, иногда не соразмерив силы этого восторга, могут задушить маленького кролика или цыпленка. Поэтому нужно быть готовым к таким потерям.
Некоторые фермеры в качестве дополнительного дохода стали организовывать сельские зоопарки, которые тоже являются контактными. В них охотно разводят страусов, павлинов, кроликов, коз и других домашних животных. А страусиные яйца или козье молоко становятся еще одной статьей дохода.
Формальная сторона вопроса.
Ни один бизнес-план зоопарка не обходится без формальностей. Вам обязательно надо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или ООО. На этом бумажный вопрос не закончится. Необходимо получить соответствующие разрешения СЭС, пожарной инспекции. Если помещение арендуется, эти вопросы решаются проще. Но самый сложный этап – осмотр всех животных ветеринаром, проведение необходимых прививок и выписка паспортов на каждого питомца.
Все бизнес-идеи нацелены на успех, а он неизбежен, если команда состоит из профессионалов. Мини-коллектив контактного зоопарка обычно складывается из администратора или директора, сотрудников, ухаживающих за животными и территорией, и опытного ветеринара. Необходим и работник для ведения финансово-бухгалтерского учета. Ветеринар и бухгалтер могут быть приняты на условиях частичной занятости. Все зависит от реального объема работы.
Со временем, расширяя коллекцию зоопарка и планируя проведение развлекательных программ на его территории, можно включить в штат экскурсовода и аниматоров. Важно также правильно продумать удобный для посещения график работы зоопарка и вести разумную и адекватную ценовую политику.
Считаем затраты и доходы.
Надо быть готовым к тому, что этот бизнес не окупится быстро, а план по инвестициям будет очень обширным. При идеальной организации бизнес выйдет на окупаемость не раньше чем через год. Притом что стартовых вложений потребуется не меньше 400 тыс. руб.
Включите в свой план расходов такие статьи:
• аренда помещения или земельного участка;
• закупка животных;
• ветеринарные услуги;
• обустройство клеток и вольеров;
• закупка оборудования и кормов;
• зарплата персоналу;
• коммунуслуги;
• налоги.
Прибыль контактного мини-зоопарка в среднем составляет 30-50 тысяч рублей в сезон (апрель-октябрь) и чуть меньше в остальные месяцы 20-30 тысяч рублей.
Реклама.
Конечно же, бизнес-план должен включать расходы на рекламу. Это не только ролики на местном ТВ, рекламные макеты в печатных изданиях, буклеты и листовки. Необходимо принимать участие в различных детских мероприятиях, тематических передачах, организовывать написание статей в журналах. Хорошо работает сотрудничество с детскими учебными заведениями. Если предоставить возможность школьным учителям проводить открытые уроки биологии на территории зоопарка, это повысит его популярность.
Заключение.
Открытие контактного зоопарка — дело хлопотное, но интересное, которое при умелом и грамотном подходе обязательно принесет владельцу не только удовлетворение, но и материальные дивиденды.