Краснодарские натурщики рассказали «Югополису» о наготе, смущении, усталости и уходе в астрал.
Денис
По образованию я журналист, но не работаю по профессии несколько лет. Позировать начал несколько месяцев назад. Натурщиками обычно становятся по знакомству. Но в принципе любой человек может просто прийти с улицы и предложить свои услуги. Атлетическая фигура не нужна, подходят абсолютно разные люди.
Я интересная модель для студентов: худой и жилистый, у меня хорошо просматриваются скелет, ребра и ключицы, и преподавателям это нравится.
Приходить позировать меня привлекает творческая атмосфера, я тянусь к изобразительному искусству. Плюс завязываются интересные знакомства с молодыми художниками.
С каждой группой студентов я встречаюсь один раз в неделю. Стандартное занятие — два академических часа, обычно я позирую не меньше двух пар. После 45 минут позирования обычно делают небольшой перерыв, но вообще все зависит от сложности позы.
Молодые мужчины натурщики — это большая редкость, найти их сложно, большую часть позирующих составляют женщины старше 60 лет.
В самый первый раз я позировал полуобнаженным, было время морально подготовиться, так что потом позировать обнаженным было уже не так волнительно. Мужчины, кстати, в отличие от женщин, почти всегда позируют в плавках, поэтому особого смущения ни я, ни студенты не испытывали. Здесь главное пластика, анатомия, поэтому детально органы никто не отрисовывает.
Наверное, мне легко обнаженным позировать, потому что в моих группах на худграфе одни девушки.
Тамара Алексеевна
Много лет я работаю сторожем в художественной школе им. Пашинского, и предложения позировать мне поступали постоянно. Уже шесть лет как это хобби стало для меня второй работой, последние три года я позирую еще и на худграфе в Кубанском университете. Днем позирую для картин, а ночью эти картины охраняю.
Лицо у меня фактурное, глаза выразительные, и есть за что зацепиться взгляду художника.
Иногда у меня спрашивают, не тяжело ли так долго сидеть без движения? 3-4 пары подряд, а иногда и 5 бывало. Обычно я выбираю точку и ухожу в астрал, особенно если на стене напротив есть какие-то разводы. Особенно удобно в университете, там на худграфе давно ремонта не было, я найду себе трещину на стене, у меня там образы всякие рождаются, и пейзажи, и жанровые сцены.
Еще важно не заснуть. Была у нас тут одна бабушка, которая ночью бессонницей мучалась, а сюда «догонять» приходила днем, будили ее вечно. Я чтобы не заснуть, от обогревателей отказываюсь.
Так хочется свой след в истории оставить, поэтому приходится терпеть. Обнаженной позировать я редко соглашаюсь. Первый раз когда обнажилась, так вообще всю ночь не спала, боролась с застенчивостью. Со временем на теле появляется много возрастных нюансов, которые не хочется видеть, а тут то складок больше нарисуют, то морщин, на выходе иногда беременный шарпей получается. Но многие работы мне нравятся.
Довольно часто мы с преподавателем созваниваемся заранее и продумываем мой образ. Я сама себе аксессуары ищу и шляпки. В образе прачки была, и мадамой гламурной тоже, люблю позировать в вечерних платьях, в жемчугах со шкуркой лисьей. Иногда за нужной вещью иду на блошиный рынок, стараюсь мыслить образами. Моя подруга шутит, что я погрязла в искусстве.
Анастасия
Я работаю на худграфе в КубГУ , связана с ним давно и плотно, и некоторые люди называют меня музой худграфа. Позировать начала из интереса, а еще я очень хотела себе свой портрет на память.
Никогда не упускаю возможности нарядиться, участвую в «Библионочи», в прошлом году была Марфушей, приходилось позировать в костюме казачки, в образе художника в берете, да и классических поз тоже было много.
Позировать обнаженной сложно, я же потом с этими студентами каждый день встречаюсь в коридорах факультета. И,пожалуйста, не нужно успокаивать меня, разговорами про пляж. Здесь люди вплотную смотрят на тебя, изучают твое тело досконально. Мне было бы легче, если бы все были в купальниках и плавках, как Терри Ричардсон, который обнаженным фотографирует своих моделей.
Сама я тоже закончила худграф и знакома с работой натурщика, но начала этим заниматься, чтобы посмотреть на себя со стороны, портрет добавляет значимости и монументальности.
Даже когда держишь кисточку, рука устает, но только сейчас я узнала, что значит когда затекает рука или нога до такой степени, что ты не можешь ею пошевелить вообще, а бывает они замерзают и затекают одновременно.
Люблю когда студенты заботятся обо мне, оберегают и относятся уважительно, спрашивают удобно ли, не устала ли, можно ли меня сфотографировать, благодарят за работу. А есть такие наглые, что слова доброго не скажут.
Владимир
Я недавно начал обучение на курсах фотографии, так что мой контакт с искусством только начинается.
Ребенком я ходил в художественную школу, а сейчас решил вернуться в художественную среду с другого входа. Вообще в натурщики я пошел из-за денег, в художественном училище хорошо платят и обнаженки я не боюсь.
Преподаватель выбирает из группы натурщиков подходящих по стилю демонстраторов пластических поз. В художественной среде внешность называют характером. Если я подхожу, то это значит, что от 15-20 до 40 часов я проведу в этой позе с этой группой.
Первой моей позой была обнаженная натура стоя, или контрапост. Я вообще не понимаю, как пожилые люди идут в натурщики, мне кажется, это только для молодых. Работа достаточно сложная, тело очень сильно устает.
Статические нагрузки — это тоже нагрузки, стоять и ничего не делать не легче, чем разгружать вагоны. Часто после постановки я иду домой пешком, потому что тело устает, и хочется его посильнее нагрузить.
Когда я начал заниматься фотографией, понял, что с художественным вкусом у меня сложности, но я стараюсь не отчаиваться и развивать в себе необходимые навыки.
Атмосфера в аудитории всегда очень приятная, преподаватели с уважением относятся к нам, студенты тоже приветливые. Посторонних не пускают — только группа и преподаватель. Смущения не было вовсе: студенты воспринимают позирование как учебный процесс.