Россия активно борется с необоснованной налоговой выгодой, отчего офшоры становятся не такими уж выгодными для российских предпринимателей. О поправках к Налоговому кодексу и странах, которые сейчас наиболее привлекательны для бизнеса
Почему не офшоры?
В России проводится политика деофшоризации: офшоры (от англ. offshore – «вне берега») становятся прозрачными юрисдикциями, которые обмениваются данными с налоговиками.
В рамках данной политики был принят пакет поправок к Налоговому кодексу о контролируемых иностранных компаниях (КИК), который закрепляет институт налогового резидентства иностранных компаний и вводит инструменты борьбы с необоснованной налоговой выгодой, полученной через офшоры. В пакет вошли следующие поправки.
Во-первых, был введен режим налогообложения контролируемых иностранных компаний. Прибыль иностранных компаний, контролируемых российскими резидентами, которая не распределена в виде дивидендов, считается прибылью таких российских резидентов и облагается налогом на прибыль в России.
Данная норма увеличивает вероятность признания офшорной компании налоговым резидентом РФ, поскольку офшорные компании, как правило, не имеют права осуществлять деятельность в месте регистрации компании. В отличие от оншорной компании (от англ. onshore – «в пределах берега»), где возможно организовать реальное присутствие в стране регистрации, например, иметь реальный офис, местного директора, секретаря, телефон, факс, вести какую-то деятельность и оставлять в стране какие-то налоги: выполнение данных критериев позволяет минимизировать риск признания иностранной компании налоговым резидентом РФ.
Во-вторых, льготное налогообложение, предусмотренное соглашениями об избежании двойного налогообложения, осуществляется не по стране «первого» получателя дохода, а по стране фактического собственника дохода, то есть непосредственного выгодоприобретателя, того, кто определяет, как распоряжаться доходом.
Если получателем является офшор, с которым нет соглашения об избежании двойного налогообложения, российская компания обязана уплатить налог у источника при осуществлении выплаты по соглашению.
Еще одним аргументом против использования офшоров является автоматический обмен финансовой информацией, к которому присоединилась и Россия. В рамках него налоговики участвующей юрисдикции будут получать от банков своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц, включая имя, адрес, страну проживания, дату и место рождения, налоговый номер и остаток по счету на конец года; ежегодно передавать данную информацию налоговым органам этих стран; получать от налоговых органов других стран-участников соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов своей страны.
Предположительно, первые данные должны начать собираться уже с начала 2018 года.
Ввиду указанных обстоятельств в сегодняшних реалиях ведения бизнеса наиболее оптимальным вариантом будет осуществление своей деятельности не в офшорных зонах, а в низконалоговых оншорных юрисдикциях, в которых возможна организация реального присутствия компании.
Новая реальность – оншоры
Ниже представлен топ-10 стран по общей сумме налогов, который рассчитывается исходя из суммы пяти различных видов налогов и взносов: налог на прибыль или корпоративный подоходный налог, социальные взносы и налоги на рабочую силу, налоги на имущество, налоги с оборота и другие налоги.
1. Македония: 7,4% – единственная юрисдикция с налоговой ставкой менее 10%. Однако МВФ отметил, что в 2015 году государственный долг Македонии удвоился по сравнению с 2008 годом. В какой-то степени это является результатом перехода к такой системе налогообложения.
2. Катар: 11,3% – нефтяное государство занимает второе место в рейтинге.
3. Кувейт: 12,8% – эмират недавно отклонил предложение МВФ о том, что надо ввести налог на прибыль предприятий для устранения бюджетного дефицита.
4. Бахрейн: 13,5% – страна менее богатая нефтью, чем некоторые из ее соседей. Бахрейн не облагает налогами на доходы, прирост капитала, продажи, недвижимость, проценты, дивиденды и роялти.
5. Лесото: 13,6% – одна из беднейших стран в мире, имеющая самую низкую налоговую ставку в Африке.
6. Саудовская Аравия: 14,5% – государство сохраняет низкие ставки налогообложения бизнеса благодаря доходам от нефтехимической промышленности. Однако благоприятная налоговая атмосфера сильно зависит от динамики цен на нефть.
7. Объединенные Арабские Эмираты: 14,8% – несмотря на низкие налоги, ОАЭ занимает четвертое место среди стран Ближнего Востока.
8. Сингапур: 18,4% – благодаря такой низкой налоговой ставке многие компании со всего мира выбирают Сингапур в качестве базы для операций в Азии.
9. Грузия: 16,4% – после распада Советского Союза Грузия является одним из государств, которое приняло низкую систему налогообложения, многократно сократив количество налогов и их ставки.
10. Кипр: 23,2% – несмотря на относительно высокие показатели налоговых ставок, Кипр считается признанным налоговым убежищем для состоятельных россиян.
Процесс перехода от офшорной компании к низконалоговой юрисдикции сопровождается процессом ликвидации офшора. Одной из льгот, предусмотренных процессом деофшоризации, является безналоговая ликвидация контролируемой иностранной компании. По данной норме возможно ликвидировать офшор и перевести актив в РФ без налогов. Учитывая временный характер нормы, успеть ликвидировать иностранную компанию необходимо до начала 2018 года.