Сабина Бабаева о том, почему новую экранизацию произведений Стивена Кинга лучше не смотреть, если вы их не читали, и не смотреть, если читали.
Темная башня
The Dark Tower
США / 16+ / 95 мин.
Фантастика
Режиссер: Николай Арсель
В ролях: Идрис Эльба, Мэтью Макконахи, Том Тейлор, Кэтрин Уинник, Су Хён, Эбби Ли Кершоу, Джеки Эрл Хейли, Николас Гамильтон
В прокате с 3 августа
«Самый ожидаемый фильм лета», «голливудский долгострой, шедший к экрану десять лет», «режиссером картины могли стать Дж. Дж. Абрамс, Акива Голдсман, Рон Ховард». Правильно, ждали; правильно, долго; правильно, могли — но, оказывается, ждали напрасно и лучше бы так и не дождались. «Темная башня» может не просто разочаровать — она обескураживает и оставляет в недоумении. И тех, кто читал цикл романов Стивена Кинга, по которому была снята картина, и тех, кто пришел в кино на долгожданное фэнтези.
Фильм Николая Арселя снят на 60 миллионов долларов и длится всего полтора часа — и то и другое настораживало еще до премьеры, но надеяться всегда есть на что. В случае с экранизацией культовой серии Стивена Кинга — на добрый сценарий и великолепных актеров: Идриса Эльбу и Мэтью Макконахи.
Что сделали авторы фильма со сценарием и как управились с Темной башней, Человеком в черном и историей Стрелка за полтора часа? Отодвинули персонажей Эльбы и Макконахи подальше и вывели в качестве главного героя 12-летнего Джейка Чемберса, превратив экранизацию в летнее подростковое развлечение. Вот только до уровня по-настоящему интересного подросткового развлечения недотянули: ей-богу, и сейчас, в 2017 году, советскую «Гостью из будущего» смотреть намного интереснее, чем печальное зрелище авторства Николая Арселя и Акивы Голдсмана.
Во-первых, добрую половину фильма составляет история видений Джейка (Том Тейлор), его борьбы с глупыми взрослыми, включая отчима, придуманного сценаристами, и побега от космических пиратов — то есть нелепых санитаров психушки, в которую пытается сдать мальчишку отчим (так вот для чего его выдумали). Во-вторых, приключения Джейка и Стрелка в Срединном мире изображены совсем схематично: чего вы хотели, хронометраж всего полтора часа, а нужно еще успеть метнуться в Ключевой мир, произнести там пару шуток насчет его многолюдности и многозначности выражения «хот-дог» — и одной ногой в резиденцию Человека в черном, а там уже и титры.
В-третьих, плевать создателям «Темной башни» на Темную башню. Картина Николая Арселя — история о том, как прав во всем 12-летний мальчик, какие дураки взрослые, какие дармоеды — мозгоправы (трудно спорить, но хоть доля истины должна же быть во всем этом) и как с помощью мантры из трех предложений убедить себя в собственной правоте и сразить непобедимого врага. То есть раньше эта мантра не действовала, а вот если поверить в эти слова по-настоящему, сильно-сильно, тогда, конечно, другое дело.
Но главный недостаток экранизации — как ни банально, недостаток зрелищности. Если на первых порах еще можно настроить себя на оптимистический лад — вот перепрыгнет мальчик через портал, и начнется, — то минут через сорок совершенно ясно: не начнется. Путешествие в иное измерение, мир постапокалипсиса, фэнтезийные пейзажи, племена с провидцами? Но, боже мой, как скучно все это снято: большая сцена нападения слуг Человека в черном на племя людей, занимающая минут пятнадцать драгоценного экранного времени, не стоит и одной трехминутной расправы одичалых из «Игры престолов» над жителями окрестных деревень.
Бункер Человека в черном, где его «многоликие» проводят «исследования», заключающиеся всего лишь в ловле детишек с подходящим психическим настроем, до смешного напоминает антураж пыточной из другого недавнего разочарования — «Кредо убийцы» Джастина Курзеля, испортившего экранизацию знаменитой видеоигры. И если потенциальное недовольство фанатов Стивена Кинга еще можно было бы объяснить тем, что читателям всегда трудно угодить с киновоплощением любимой книги, чем оправдаются авторы «Темной башни» перед остальными зрителями, ожидавшими всего лишь фэнтези, вестерна, экшена и зрелищ — то есть кино?
Возможно, заведомый проигрыш в зрелищности и съемках боевых сцен самому известному сериалу нашего времени не случаен, а закономерен: когда времени и денег мало, достойной экранизации эпоса не выйдет. Но посмотрите на Идриса Эльбу и Мэтью Макконахи — два главных достояния «Темной башни» и самое многообещающее, что в ней было. Первого прославил «Лютер» — сериал, раскрывший его актерское суперобаяние и талант. Второй заставил признать в себе большого актера после «Настоящего детектива» — одного из лучших сериалов вообще.
Что получится, если взять двух первоклассных звезд, книгу самого знаменитого фантаста из ныне живущих и десять лет работы над ее киноверсией вместо телеверсии? Полтора часа до зевоты скучного шоу, ради которого уж точно не стоит вылезать из дома и любимого сериала.