Ленты, которые, будучи ремейками старых фильмов или же полностью оригинальными, сумели ухватить за поводья времена бравых ковбоев.
Казалось бы, время вестернов подошло к концу сразу после того, как Клинт Иствуд повесил свое пыльное пончо на гвоздь. Однако, как говорится, слухи о «смерти» этого жанра сильно преувеличены. Легенды Дикого Запада всегда привлекали своим колоритом: беспринципные брутальные злодеи, молчаливые и честолюбивые ковбои, роковые красотки и невозмутимые индейцы, золотая лихорадка, лихие погони на лошадях с пальбой из револьверов… И хотя современные режиссеры по-новому подходят к этому жанру, пытаясь найти баланс между классикой и современностью, в прокате появляются сильные вестерны, которые еще войдут как в историю этого жанра, так и в историю кинематографа.
______________________________________________________________________________________________________
«Открытый простор» (2003)
Заметный и колоритный вестерн от актера и режиссера Кевина Костнера, большого любителя «западного» жанра. После феноменального «Танцующего с волками» 1990 года Костнер решил немного отвлечься от индейской темы и снял фильм о внутренних делах типичного городка на Диком Западе. Коррумпированный шериф, землевладелец-самодур и его наемники тиранят поселение. Против этого выступают бравые ковбои, у каждого из которых есть свои призраки прошлого, с которыми надо справиться. В фильме, который, однако, перенасыщен типичными клише вестерна, присутствуют необходимые пафос и романтика, а исполнители главных ролей Кевин Костнер и Роберт Дюваль в образах ковбоев радуют глаз.
__________________________________________
«Банда Келли» (2003)
История легендарного австралийского бандита Неда Келли и его банды. В XIX веке они держали в страхе всю Австралию, славясь своими дерзкими ограблениями и умением исчезать в никуда. Несмотря на то, что главарь банды Нед Келли был одним из самых опасных грабителей и убийц, в австралийский фольклор он вошел как благородный разбойник и народный герой. Фильм «Банд Келли» примечателен не только насыщенной и яркой историей жизни Неда Келли, но и великолепной игрой Хита Леджера в главной роли.
__________________________________________
«Шанхайский полдень» (2000)
Джеки Чан в китайском платье и индейском гриме заходит в салун и на пару с картежником-шулером Оуэном Уилсоном устраивает массовый погром под песню ZZ Top. Уже смешно. А ведь погодите, в этом фильме ему предстоит спасти похищенную китайскую принцессу и с помощью восточных боевых искусств и вовремя сделанных подножек противостоять целой армии американских бандитов, вооруженных динамитом и револьверами. Напарник-недотепа и возлюбленная-индианка прилагаются.
__________________________________________
«Хитрый лис» (2002)
Индийский вестерн? Чтобы с песнями, танцами, но при этом про ковбоев и с лихими погонями на конях? Легко! Фильм «Хитрый лис» расскажет историю юного ковбоя-воришки по имени Раджа, который оказался в непростой ситуации. Мало того, что у него у самого скелетов в шкафу более чем достаточно, так еще и его подельник, одноногий Виру Дада, вдруг раскрыл ему страшную тайну, за которой много лет охотится разыскиваемый всеми шерифами бандит Шака. Теперь Радже, пританцовывая под градом пуль и прославляя песнями безумный Дикий Запад, предстоит спасти от головореза Шака красавицу-дочь Виру Бхувану, а компанию ему составит прекрасная бандитка Панаса.
__________________________________________
«Спирит – душа прерий» (2002)
Если бы переводчики на русский не стали мудрить, название этого свободолюбивого и красочного мультфильма звучало бы куда метафоричнее – «Дух: Жеребец с Симаррона», с отсылкой на библейскую цитату «Дух веет, где хочет». Главный герой – мустанг Спирит, свободолюбивый, непокорный, дикий, настоящее воплощение свободы. Будучи вожаком табуна мустангов с Симаррона, он путешествует по бескрайним просторам Северной Америки, пока не попадает в беду. Его ловят люди, которые намерены клеймить мустанга и сделать из него ездовую лошадь, с чем Спирит не готов мириться. В мультфильме поражает, прежде всего, атмосфера - этот дух свободы не только отражен в сюжете, в борьбе Спирита и индейца Ручейка за свою свободу, но и прекрасно читается в визуальных метафорах: красочные прерии, простирающиеся далеко за пределами горизонта, ветер, гуляющий в траве, дуновение которого буквально чувствуешь кожей… Впечатляет и рисовка мультфильма, от которой отвыкает современный зритель: мимика и эмоции безмолвных лошадей переданы так, что все понятно с полувзгляда.
__________________________________________
«Последний рейд» (2003)
Фильм Рона Ховарда «Последний рейд» с Кейт Бланшетт и Томми Ли Джонсом стоит посмотреть, если захотелось напряженного триллера, но с нотками настоящего художественного вестерна. Действие ленты происходит в Северной Америке в конце XIX века. Главный герой Сэм Джонс, некогда бросивший семью и уехавший жить к индейцам апачи, решил вернуться к дочери Мэгги. Однако уже в ее доме Джонс узнает, что его старшую внучку Лилли похитил опасный индеец-шаман Пеш-Чайдин, который терроризирует поселение переселенцев, устраивая ритуальные убийства. Многогранная и динамичная история взаимоотношений «отцов и детей», рассказанная с атмосферой старинных индейских легенд, захватывает дух и смотрится на одном дыхании.
__________________________________________
«Водопад Ангела» (2006)
Неоцененный по достоинству крепкий вестерн о непростом и необычном противостоянии двух людей. Действие происходит после Гражданской войны в США. Бывший полковник армии Конфедератов Карвер (Лиам Нисон) преследует экс-капитана армии Северян Гидеона (Пирс Броснан). Причина, по которой Карвер днями и ночами грезит о поимке Гидеона вовсе не в политических взглядах – это месть за погибшую семью. Их противостояние не похоже на схватку людей – это вечная борьба Добра со Злом, ангела и дьявола, причем не понятно, кто из них кто, уж слишком размыты грани между этими понятиями. После напряженного и насыщенного фильма впечатляет символичная концовка, которая лишь добавляет ленте философского подтекста.
__________________________________________
«Поезд на Юму» (2007)
Весьма удачный ремейк одноименного классического вестерна 1957 года. «Поезд на Юму» режиссера Джеймса Мэнголда захватывает с первых же кадров и держит в напряжении до последнего, типичный сюжет вестерна здесь раскрывается динамично и масштабно, а сценарий уделяет достаточно внимания продуманным диалогам главных героев. После просмотра остается приятное послевкусие – у истории бандита Бена Уэйда (Рассел Кроу) и ветерана Дэна Эванса (Кристиан Бэйл) есть много подтекстов, над которыми приятно поразмышлять, смакуя впечатления.
P.S. Большая удача, что Том Круз из-за занятости в других проектах не смог сыграть Бена Уэйда.
__________________________________________
«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007)
Историю легендарного преступника Джесси Джеймса экранизировали несколько десятков раз, однако за последние 15-16 лет именно лента Эндрю Доминика с Брэдом Питтом и Кейси Аффлеком заслуживает пристального внимания. Когда начинаешь смотреть этот фильм, ловишь себя на мысли, что формально это вестерн без вестерна. Количество лихих скачек с дымящимися револьверами и даже разговоров здесь сведено к минимуму. Но зато слышно, как с течением фильма все «громче» трещит напряжение при столкновении двух абсолютно противоположных характеров – завистливого труса-параноика Бобби Форда и его кумира, безжалостного бандита и «робингуда», величественного Джесси Джеймса. Безукоризненная игра актеров, тщательно продуманная картинка и идеально подобранная музыка, меланхоличная и нагнетающая атмосферу, - благодаря этому два с половиной часа фильма пролетают незаметно.
__________________________________________
«Железная хватка» (2010)
Когда братья Коэны обещают что-то снять – они это снимают на совесть. В нашем случае «это» - кровавый вестерн, который режиссерский дуэт задумал еще в 2005 году, вдохновившись фильмом «Настоящее мужество» 1969 года. Крепкий (железный – точное определение) вестерн братьев Коэнов с Джеффом Бриджесом и Мэттом Дэймоном расскажет историю девочки Мэтти Росс, которая нанимает пьянчугу федерального маршала Когберна по кличке «Забияка», чтобы отомстить убийце своего отца – беспринципному бандиту Тому Чейни. Третьим в этой компании станет простоватый и франтоватый, но смелый техасский рейнджер ЛаБаф. После этого сильного, выверенного фильма с блестящей режиссурой и прекрасной актерской игрой хочется снять шляпу перед Коэнами – они смогли ухватить за поводья те лихие времена.
__________________________________________
«Ранго» (2011)
В этом мультфильме Гора Вербински про забавного хамелеона Ранго (подозрительно напоминающего капитана Джека Воробья в исполнении Джонни Деппа, который, к слову, озвучил ящерку в оригинале) можно встретить отсылки к культовым вестернам «Хороший, плохой, злой», «Быстрый и мертвый», «Джанго» (1966) и многим другим не-вестернам – от «Аризонской мечты» до «Звездных войн». Несмотря на довольно незамысловатый конфликт (трусишка, который раньше только воображал себя героем, волей случая навлекает на себя обязательства и приключения, к которым совершенно не готов), «Ранго», с его по-настоящему жарко-пустынной и терпко-геройской атмосферой, получился оригинальным, смешным, поучительным и увлекательным. Фишек там много, так что находчивости создателей можно только аплодировать и наслаждаться зрелищем.
__________________________________________
«Джанго освобожденный» (2012)
Этот фильм можно охарактеризовать всего тремя словами: «Тарантино в своем репертуаре». Можно, конечно, поспорить, ослабил режиссер хватку или нет, однако факт того, что его новый фильм получился в «тарантиновском» смысле завораживающим, остается непоколебимым. Ставя в идейный центр картины многостороннюю тему рабства (а ведь мы говорим об истории США), приплюсовав сюда темы чести и морали, но разбавив все необычной любовной линией (выживет – не выживет) и острым юмором, Тарантино сделал серьезное, пугающе реалистичное, эмоционально сильное кино, способное, однако, потягаться в «слезовыжимательности» с женскими драмами.
__________________________________________
«Омерзительная восьмерка» (2015)
Вестерн-версия «Бешеных псов» от Квентина Тарантино. Условно говоря, «Восьмерку» можно рассматривать также как продолжение «Джанго», о котором мы говорили выше, хотя подходят к жанру вестерна эти фильмы с противоположных сторон (в том числе с визуальной). В этой ленте Тарантино играет с огнем, каждую секунду рискуя вылететь из седла собственного стиля, однако нет – градус абсурда (и зрительского недоумения) повышается ровно до той отметки, какая нужна режиссеру. Двучастная лента (рассекает которую точно пополам, кстати, первый выстрел в фильме) предстает перед зрителем в форме самопародии, китча, где кровавая и насыщенная черным юмором вторая часть дерзко и остро высмеивает величественную и стильную первую.
__________________________________________
«Стрелок» (2014)
В этой короткометражке речь пойдет о ковбое, который после долгой и изнурительной дороги заехал в салун. Он хотел просто выпить виски в тишине и покое, но тут появился Голос-за-кадром, который начал комментировать все происходящее… В общем, этот фильм лучше просто один раз увидеть.