Найти тему
МирВрача

Врачебные вакансии уйдут в небытие

Дефицит рабочих мест - беда личная и государственная, по предположениям Минтруда к 2020 году население трудоспособного возраста сократится ещё на 3.3 млн человек, подогнав десятилетнее суммарное падение объёма рабочей силы почти до 81 млн человек или на 7.8%, тогда как армия пенсионеров пополнится до 38.5 млн и перемахнёт 21%. Малочисленность работников угрожает стране ограничением экономического роста.

Освобождаемые пенсионерами рабочие, не руководящие, места могут довольно долго «висеть» в вакансиях, как показало исследование Высшей школы экономики, сегодня выбор специальности молодёжью кардинально отличается от предпочтений других поколений. Молодёжи нравятся быстроразвивающиеся отрасли услуг и финансов, а не промышленность с сельским хозяйством и не образование со здравоохранением.

В штатных расписаниях государственных лечебных учреждений первичного звена, а также удалённых от «культурных центров» небольших больниц пока сохраняется профицит, не касающийся начальственных должностей, за кои идёт борьба. Профицит вакансий отнюдь не обещает непременного трудоустройства соискателя врачебного места, испокон веков в штат «с улицы» не берут, придерживая местечко для внезапно нарисовавшихся, но «своих людей».

Тем не менее, Вероника Игоревна на оптимистичной волне рапортует стране: «У нас увеличилось количество врачей в первичном звене за последние время, причём особенно значимо в сельской местности. Мы снизили сейчас коэффициент совместительства. Он в среднем у нас, хотя 20 лет был выше, составил сейчас уже 1.42 по отрасли, для терапевтов участковых – 1.2, для педиатров участковых – 1.1. Соответственно, у нас есть возможность развиваться без волнения о кадрах, которые в первичное звено придут».

Для ликвидации кадрового дефицита Минздраву необходима малость: «И дефициты, которые пока в системе сохраняются, в течение трёх лет максимум будут полностью устранены». Главная сила, которая спасёт всё здравоохранение страны – выпускники ВУЗов, «не менее 30% от них должны прийти в первичное звено». Отсутствие профессионального опыта Скворцову не смущает, в ближайшее время государство запустит две большие программы, нивелирующие все профессиональные недостатки молодых специалистов.

Качество медицинской помощи на местах повысят вертикально интегрированные профильные системы на базе круглосуточной телемедицинской консультативной помощи национальных головных центров лечебным подразделениям регионов и ежегодное обновление «смысловых документов» - клинических рекомендаций. Изменяющий качество первичной помощи второй проект Минздрава – технологичная «Бережливая поликлиника», в 40 регионах к нему уже присоединились 115 АПУ, до конца года общее число доведут до 200, а к 2020 – до двух тысяч.

По мнению министра, в обычной поликлинике всего за четыре-пять месяцев полностью преображаются технологические процессы и улучшается логистика: «Это фактически столпы первичного звена. Таким образом, активное тиражирование накопленного положительного опыта пойдёт по всей стране». При такой поддержке совсем неважно, что в кабинете участкового терапевта молодой специалист остаётся с пациентом один на один.

О реализации приоритетных проектов в области здравоохранения (government.ru)
Экономическому росту недостает кадров (www.kommersant.ru)
Вероника Скворцова: дефицит кадров в первичном звене будет устранен в течение трех лет (www.medvestnik.ru)
Дмитрий Костенников: дефицита управленческих кадров в здравоохранении нет (www.medvestnik.ru)

А также по теме:

Неведомые откровения

Российское здравоохранение живёт по принципу «по количеству жителей - расчёт потребностей в медицинских учреждениях». Вот откуда неизбывный кадровый дефицит, когда расчёт специалистов идёт по числу проживающего населения, а не по его болезням…

Дилемма кадрового дефицита

Минздрав озаботился трудоустройством беженцев, при этом часть приехавших с Украины специалистов уже смогли самостоятельно найти работу. Чуть более полусотни врачей подали заявления о допуске к медицинской деятельности на приютившей их территории…