Тенденция такова, что доверие людей неуклонно продолжает падать. Во времена Первой мировой войны люди доверяли друг другу больше, чем в мирное время. Сейчас чем старше становишься, тем меньше настоящих друзей у тебя остается. Чтобы понять почему так происходит, давайте рассмотрим небольшой, но очень красочный пример.
Эволюция доверия
Это фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах.
Например, два игрока кладут по монетке. После чего оба получают по 2. Если один кладет монетку, а другой нет, то тот, кто не положил, получает 3 монетки, а первый теряет одну.
По ходу игры выявляется 3 типа поведения:
Альтруисты. Они всегда будут класть монетки, и оставаться в выигрыше.
Обманщики, которые по этой схеме всегда будут в выигрыше. Они либо кладут монетку и получают 2, либо не кладут и получают 3.
Обиженки - жертвы игры обманщиков. Чаще всего они повторяют ход обманщиков предыдущем раунде. От чего становятся более предсказуемыми и управляемыми.
Смоделировал отношения людей в обществе бостонский геймдизайнер Ник Кейс. Он и придумал эту игру - "Эволюция доверия".
Геймдизайнер — специалист, отвечающий за разработку дизайна компьютерной игры (правила, содержание, игровой процесс, целостное видение игры). Роль геймдизайнера аналогична роли постановщика задачи в обычном программировании и режиссёра в кино.
Чтобы показать многообразие отношений в обществе и выявить влияющие на формирование доверия факторы, Кейс вводит другие роли игроков. Вот что в итоге мы получаем.
Факторы влияющие на доверие:
Доверие должно быть выгодным. Это хорошо показано в игре с нулевой суммой. Это означает, что если один игрок получает выгоду, то другой что-то теряет и наоборот.
Количество повторений взаимодействий между участниками. Чтобы установилось доверие нужно большое количество прямых взаимодействий. В симуляторе Кейса их около 10. В современном мире это большая редкость.
Ошибки при коммуникации. Даже если два человека решили принести друг другу выгоду, но намерения одного не были донесены до другого в понятном виде, то он может воспринять это, как обман и отказаться от совместной выгоды. Поэтому вероятность от ошибки должна быть очень низкой.
Но самое главное открытие, которое сделал Ник Кейс, заключается в следующем:
В краткосрочном периоде игра почти всегда определяет поведение игрока, а вот в долгосрочном периоде именно игроки определяют то, как сложится игра.
Полагаю, Вы уже достаточно поиграли в эту игру и побывали в разных ролях, но далеко не всегда задумывались о причинах и последствиях своего поведения. Сейчас у Вас есть отличный шанс воспользоваться опытом лучших умов и определить вектор своего развития - взаимовыгодное сотрудничество. Только в этом случае Вы можете сформировать доверие людей.
В свою очередь для формирования доверия нужно создать необходимые условия:
Развивать отношения
Искать взаимную выгоду
Ясно выражаться