Самолетом всегда быстрее. Но бывает, воздушный флот подводит… Вы приезжаете в аэропорт, а вылет вашего рейса отложен.
Что предпринять пассажиру в такой ситуации? И какая положена компенсация за задержку рейса самолета?
Задержка рейса: кто виноват?
Причины задержки бывают разные, и в ряде случаев перевозчик освобождается от ответственности за задержку рейса.
Авиакомпания не виновата и не будет платить компенсацию за задержку рейса самолета, если отправиться в полет вовремя помешали:
явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия;
военные действия;
прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;
забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров.
Авиакомпания виновата, если проблема возникла из-за:
нестыковки в расписании;
неготовности экипажа или борта к выполнению рейса;
отказа в посадке пассажира на рейс из-за «овербукинга» (когда пассажиров больше, чем мест в самолете);
невыгодности перелета для авиакомпании;
других ситуаций, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.
В любом случае авиакомпания обязана сообщить вам, почему и на сколько происходит задержка рейса. Эту информацию вы, согласно пунктам 73 и 74 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», можете получить у сотрудника компании. Он же обязан предложить вам варианты дальнейших действий.
Иногда авиакомпания предоставляет перелет другим бортом. Разумеется, если в изменении ваших планов виноват авиаперевозчик, этот вариант для вас бесплатен.
Компенсация за задержку рейса
Если авиакомпания не докажет влияние форс-мажора на задержку рейса, компенсация положена. Перевозчик обязан выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания – это компенсация (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также 25% МРОТ за каждый час ожидания, но не более половины стоимости билета – это штраф (Воздушный кодекс РФ, ст. 120).
Задержка рейса: права пассажира
В пункте 99 Федеральных авиационных правил определено, как авиакомпании должны компенсировать неудобства, вызванные переносом рейса.
При задержке рейса самолета более чем на 2 часа пассажир имеет право на:
два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте;
бесплатные напитки;
свободный доступ в комнату матери и ребенка, если вы путешествуете с детьми младше семи лет.
Если задержка рейса самолета составляет более чем 4 часа, вам должны предоставить бесплатное горячее питание. Если рейс откладывается надолго, кормить вас должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.
Какие права у пассажира при задержке рейса более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью? Авиакомпания обязана разместить их в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом по закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми.
Если вас не устроил предложенный номер или отель, найдите другой вариант сами. В зависимости от ситуации и политики конкретной авиакомпании, вы либо доплатите разницу в цене номеров, либо оплатите проживание полностью. Во втором случае сохраните чеки: вы можете потом попытаться возместить хотя бы часть суммы, если у вас были объективные причины отказаться от проживания в отеле по выбору перевозчика. Заметьте: если вы отказались от изначально предложенного номера, авиакомпания не обязана обеспечивать трансфер до выбранного вами отеля и обратно.
Как добиться компенсации за задержку рейса
Если задержали внутренний рейс российской авиакомпании, претензия будет рассматриваться по законодательству РФ. То же самое относится к жалобам на иностранные компании, не сумевшие выполнить обязательства перед пассажирами в России.
Если авиакомпания отложила или отменила рейс за границей, разбирательство будет проходить по законам той страны, где это случилось, независимо от места регистрации авиаперевозчика.
Претензию можно подать лично в аэропорту вылета или прилета (Воздушный кодекс РФ, ст. 124). Если в аэропорту нет представительства вашей авиакомпании или ее сотрудников нет на месте, подать претензию можно на сайте компании. Но лучше отправить жалобу заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений. Сохраните копию заявления и подтверждение отправки - это пригодится для судов, если авиаперевозчик вам откажет или совсем не ответит.
Когда жаловаться? В России, согласно 126-й статье Воздушного кодекса РФ, претензии к перевозчику можно предъявить в течение 6 месяцев со дня задержки рейса. В Европе претензии принимают в течение двух лет на основании Монреальской конвенции.
Какие документы приложить к претензии на компенсацию?
Чтобы получить деньги за перенос рейса, нужно к заявлению на имя авиакомпании приложить копии следующих документов:
авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;
чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;
билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма - все это может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель.
Авиакомпания обязана вынести решение по вашей претензии в течение 30 дней с момента получения. Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, можете подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки рейса самолета. Пакет документов в этом случае выглядит так:
- исковое заявление;
- копия проездного документа с отметкой о задержке рейса;
- счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;
- документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;
- письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;
- ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).
Вместо резюме
Одним словом, собирайте все чеки за еду и напитки в аэропорту, посадочные талоны и билеты, квитанции из отеля или транспорта... Постарайтесь получить отметки о задержке рейса на билете. Сфотографируйте табло вылетов так, чтобы были видны текущее время и статус вашего рейса.