Найти тему
Время отпусков

Что делать, если случилась задержка рейса самолета

Самолетом всегда быстрее. Но бывает, воздушный флот подводит… Вы приезжаете в аэропорт, а вылет вашего рейса отложен.

Что предпринять пассажиру в такой ситуации? И какая положена компенсация за задержку рейса самолета?

Задержка рейса: кто виноват?

Причины задержки бывают разные, и в ряде случаев перевозчик освобождается от ответственности за задержку рейса.

Авиакомпания не виновата и не будет платить компенсацию за задержку рейса самолета, если отправиться в полет вовремя помешали:

явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия;

военные действия;

прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях;

забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров.

Авиакомпания виновата, если проблема возникла из-за:

нестыковки в расписании;

неготовности экипажа или борта к выполнению рейса;

отказа в посадке пассажира на рейс из-за «овербукинга» (когда пассажиров больше, чем мест в самолете);

невыгодности перелета для авиакомпании;

других ситуаций, в которых перевозчику не удалось доказать влияние обстоятельств непреодолимой силы на невыполнение условий договора с пассажиром.

В любом случае авиакомпания обязана сообщить вам, почему и на сколько происходит задержка рейса. Эту информацию вы, согласно пунктам 73 и 74 «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», можете получить у сотрудника компании. Он же обязан предложить вам варианты дальнейших действий.

Иногда авиакомпания предоставляет перелет другим бортом. Разумеется, если в изменении ваших планов виноват авиаперевозчик, этот вариант для вас бесплатен.

Компенсация за задержку рейса

Если авиакомпания не докажет влияние форс-мажора на задержку рейса, компенсация положена. Перевозчик обязан выплатить пассажиру 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания – это компенсация (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также 25% МРОТ за каждый час ожидания, но не более половины стоимости билета – это штраф (Воздушный кодекс РФ, ст. 120).

Задержка рейса: права пассажира

В пункте 99 Федеральных авиационных правил определено, как авиакомпании должны компенсировать неудобства, вызванные переносом рейса.

При задержке рейса самолета более чем на 2 часа пассажир имеет право на:

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте;

бесплатные напитки;

свободный доступ в комнату матери и ребенка, если вы путешествуете с детьми младше семи лет.

Если задержка рейса самолета составляет более чем 4 часа, вам должны предоставить бесплатное горячее питание. Если рейс откладывается надолго, кормить вас должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.

Какие права у пассажира при задержке рейса более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью? Авиакомпания обязана разместить их в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом по закону вас не могут поселить в одном номере с посторонними людьми.

Если вас не устроил предложенный номер или отель, найдите другой вариант сами. В зависимости от ситуации и политики конкретной авиакомпании, вы либо доплатите разницу в цене номеров, либо оплатите проживание полностью. Во втором случае сохраните чеки: вы можете потом попытаться возместить хотя бы часть суммы, если у вас были объективные причины отказаться от проживания в отеле по выбору перевозчика. Заметьте: если вы отказались от изначально предложенного номера, авиакомпания не обязана обеспечивать трансфер до выбранного вами отеля и обратно.

Как добиться компенсации за задержку рейса

Если задержали внутренний рейс российской авиакомпании, претензия будет рассматриваться по законодательству РФ. То же самое относится к жалобам на иностранные компании, не сумевшие выполнить обязательства перед пассажирами в России.

Если авиакомпания отложила или отменила рейс за границей, разбирательство будет проходить по законам той страны, где это случилось, независимо от места регистрации авиаперевозчика.

Претензию можно подать лично в аэропорту вылета или прилета (Воздушный кодекс РФ, ст. 124). Если в аэропорту нет представительства вашей авиакомпании или ее сотрудников нет на месте, подать претензию можно на сайте компании. Но лучше отправить жалобу заказным письмом на адрес авиакомпании с подробной описью вложений. Сохраните копию заявления и подтверждение отправки - это пригодится для судов, если авиаперевозчик вам откажет или совсем не ответит.

Когда жаловаться? В России, согласно 126-й статье Воздушного кодекса РФ, претензии к перевозчику можно предъявить в течение 6 месяцев со дня задержки рейса. В Европе претензии принимают в течение двух лет на основании Монреальской конвенции.

Какие документы приложить к претензии на компенсацию?

Чтобы получить деньги за перенос рейса, нужно к заявлению на имя авиакомпании приложить копии следующих документов:

авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;

чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;

билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма - все это может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель.

Авиакомпания обязана вынести решение по вашей претензии в течение 30 дней с момента получения. Если перевозчик не удовлетворил ваши требования, можете подать на него в суд в течение трех лет с момента задержки рейса самолета. Пакет документов в этом случае выглядит так:

- исковое заявление;

- копия проездного документа с отметкой о задержке рейса;

- счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т. д.;

- документы, подтверждающие, что по вине авиакомпании вы понесли сопутствующий материальный или моральный ущерб;

- письменная претензия в адрес авиакомпании с доказательством отправки и, желательно, получения;

- ответ представителей авиаперевозчика (если был дан).

Вместо резюме

Одним словом, собирайте все чеки за еду и напитки в аэропорту, посадочные талоны и билеты, квитанции из отеля или транспорта... Постарайтесь получить отметки о задержке рейса на билете. Сфотографируйте табло вылетов так, чтобы были видны текущее время и статус вашего рейса.

Чем больше вы накопите подтверждающих документов, тем больше шансов получить компенсацию за задержку рейса.