Работая на крупных праздничных точках, я часто наблюдаю ошибки в подаче информации преподавателями, ведущие мастер-классы. Из-за этого многие разочаровывались результатами своей работы, да и атмосфера портилась. Я не говорю сейчас о чисто технических моментах, когда преподаватель забыл о чем-нибудь предупредить, ошибся с количеством материала или совершил другую подобную ошибку.
Нет. Здесь пойдет речь о поведении преподавателя во время урока, об организации рабочего процесса и создания правильного настроения. Если вы будете следовать этим советам, люди всегда будут вам благодарны за ваш труд и обязательно придут на другие мероприятия.
Еще один плюс – приведенные ниже правила универсальны. Они действуют как для взрослых, так и для детей.
Итак, если вы решились провести мастер-класс, стоит запомнить несколько несложных правил:
1. Обязательные приготовления.
Этот пункт включает в себя не только подготовку материалов и информации, но и грамотное ее изложение.
Понятно, что взять с собой нужное количество материалов и составить наборы до прихода учеников – необходимые приготовления. Но главное – выстроить общение с людьми.
Если вы еще не пробовали учить кого-то работать в выбранной Вами технике, потренируйтесь на близких. Потому что одно дело – владеть техникой, и совершенно другое – быстро обучить ей кого-то. Ведь каждое ремесло имеет множество тонкостей и нюансов, Вам нужно выбрать те, что действительно необходимо освоить в течении короткого промежутка времени.
Пропишите себе ход урока и держите под рукой.
2. Вступительная речь.
Расскажите немного об искусстве, которым собираетесь заняться. Это поможет Вашим ученикам проникнуться уважением к своей работе, настроиться на рабочий лад. К тому же высокий уровень осведомленности поднимет Ваш авторитет, что, несомненно, скажется на восприятии информации аудиторией при работе.
3. Главный мастер.
Будьте артистом — люди идут за личностью. В этот небольшой отрезок времени Вы должны быть полным хозяином ситуации. Вы – гуру, наставник. Никакой самокритики, никаких неудачных примеров. Для всякого рода каверзных ситуаций, есть уже давно проверенные временем фразы: «Ой, как интересно получилось!», «Ничего, попробуем еще раз, материалов много, мне для вас ничего не жаль!»* и т.д. Ваши ученики должны чувствовать уверенность и спокойствие, исходящее от вас. Не суетитесь, говорите медленно и обдуманно.
*В связи с этим пунктом мне вспомнился случай из практики, произошедший на мастер-классе по пастельному рисунку. С первым заданием – поэтапным копированием – справились все без исключения. А вот вторая часть далась ученикам с трудом. Вся сложность заключалась в перенесении мысленного изображения на бумагу. Кому-то сложно давались визуализации, кто-то сталкивался с недостатком знаний. Эти проблемы были решаемы – у меня-то эти знания были.
Но часто встречаются люди, которые не слушают из упрямства. Вот и на моем уроке попался один такой. Он больше всего рассказывал о своей поездке и хотел нарисовать скульптуру из своих воспоминаний. Проблема только в том, что он мало уделил времени составлению образа перед мысленным взором. Ему казалось глупым закрывать глаза и сидеть, что-то представляя. Стоит ли удивляться, что на бумагу переносить было просто таки нечего.
Я очень переживала, давала ему множество советов, но, в конце концов, отступилась. Нельзя зацикливаться. Проявляя чрезмерное внимание к одному из учеников, мы обделяем других участников, а это несправедливо.
4.Свобода творчества.
Каждый человек уникален, поэтому не стоит настаивать на своем, если Ваш ученик хочет выполнить работу по-своему, отходя от предложенного шаблона. Просто напомните ему об основных положениях изучаемой техники и выразите заинтересованность в результате.
5. Нет критике!
Никогда не критикуйте. Старайтесь в каждой работе найти преимущество и если решите оделить комплиментами всех – начните с худшей работы. Ведь часто после разочарования в себе люди нуждаются в поддержке. Даже в случае полного провала можно похвалить смелость или трудолюбие, а может, проявленную оригинальность.
6. Делу – время.
Ваш мастер-класс должен быть рассчитан с запасом по времени. В ходе урока обязательно поглядывайте на часы и уделяйте внимание тем, кто работает медленно. Очень хорошие впечатления остаются у людей о занятиях, на которых они успели оценить результат, вместе сфотографироваться или обменяться мнениями. А для этого не стоит их поспешно выгонять.
7. Дисциплина превыше всего.
Прежде всего скажу, что дисциплина – это организация обстановки, благоприятствующей процессу. Это не строгая муштра и не абсолютное послушание.
Самая распространенная проблема дисциплины на мастер-классах – болтовня. Участники часто начинают критиковать свою работу вслух, побуждая других к комментариям. Или друзья, пришедшие на мастер-класс вместе, никак не могут сконцентрироваться на занятии. Не стоит делать замечаний. Просто подойдите и начните обсуждать рабочий процесс одного из болтунов. Вряд ли кто посмеет перебить учителя.
Проблему болтовни можно предупредить, рассказывая что-нибудь интересное или полезное о предмете изучения. История, профессиональные секреты, случаи с других мастер-классов. Кстати, можно использовать это как рекламу других своих занятий. Так же это помогает разрядить обстановку и снять напряжение в аудитории молчунов.
Выполнение этих несложных правил сделает ваш мастер-класс приятным как для Вас, так и для Ваших учеников. И конечно, людям в хорошем настроении, в приятной творческой обстановке, будет гораздо легче познавать искусство мастера. Приятного Вам творчества!
©Вера Шестопалова
Если вам понравилась статья, присоединяйтесь! Новые материалы каждый день :)
Чтобы подписаться, нажмите кнопку вверху статьи.
Творческий сайт: arttrio.ru
Творите с удовольствием!