Дело экс-руководителя отделения Пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева, судя по всему, можно складывать на дальнюю полку. Весьма уважаемого на Северном Кавказе и во всем мире олимпийского чемпиона по вольной борьбе, завоевавшего золото на Олимпиаде в Сиднее, заочно арестовали и объявили в международный розыск еще 9 сентября 2015 года. Полномочия Муртазалиева как главы отделения ПФР по республике Дагестан официально были прекращены 12 ноября.
Наша справка: Сагиду Муртазалиеву инкриминируются тяжкие уголовные составы — ч. 1 ст. 205 (содействие террористической деятельности), ч. 3 ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов), ч. 2 ст. 105 (убийство по предварительному сговору). Если вина Муртазалиева будет доказана, то ему грозит до 15 лет лишения свободы.
В защиту прославленного спортсмена высказывался сам глава Чечни Рамзан Кадыров. Он посчитал, что преследование его «названого брата» — это «попытка чьей-то мести».
«К сожалению, нередко бывают факты необоснованных преследований, обвинений и гонений. Мне кажется, что происходящее вокруг Сагида, именно из такого разряда дел. В любом случае, с учетом личности Сагида, следствие, а если потребуется, и суд должны быть исключительно объективными и принципиальными. В любом случае, мое отношение к Сагиду остается неизменным — он настоящий патриот и верный сын России», — написал Кадыров на своей странице в Instagram.
«Финиш» Виноградова
Недавно о беглом чиновнике напомнил экс-глава Кизлярского района Дагестана Андрей Виноградов, которого называют правой рукой Муртазалиева. Виноградову вменяется содействие террористической деятельности, соучастие в убийствах и посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов. В частности, Виноградову вменяли в вину покушение на сотрудника дагестанской милиции Абдулзагира Абдулкапарова. Инкриминируемый преступный эпизод датируется 2004 годом, тогда Виноградов работал у Муртазалиева водителем-телохранителем.
Согласно материалам дела, охранники Муртазалиева избили милиционера Абдулзагира Абдулкапарова, когда тот остановил кортеж депутата за нарушение ПДД. Следователи считают, что именно Виноградов выстрелил в силовика из оружия, но промахнулся. В то время конфликт удалось замять. К данному делу у силовиков возник интерес лишь спустя 10 лет. В 2015 году Андрей Виноградов, уже возглавлявший Кизлярский район Дагестана, был задержан прилетевшим из Москвы спецназом ФСБ.
Наша справка: По версии ГСУ СКР, в 2009–2010 годах Сагид Муртазалиев, ставший главой Кизлярского района, через своего заместителя Виноградова передал боевикам сначала 2,7 млн руб., а затем $100 тыс. За это участники НВФ, считает следствие, застрелили заместителя начальника отдела центра противодействия экстремизму МВД Дагестана полковника Шевкета Куджаева и совершили покушение на вице-мэра Кизляра Василия Наумочкина, которые, по версии следствия, мешали противоправной деятельности Муртазалиева.
Еще один повод вспомнить Сагида Муртазалиева появился 5 июля 2017 года — в этот день в Кизляре повесился тесть Муртазалиева Евгений Мергинов. Тело 66-летнего мужчины было обнаружено утром во дворе его дома. О мотивах поступка ничего не сообщается. Интересно, что в феврале 2015 года на Евгения Мергинова в полицию поступило заявление от некой 34-летней Натальи Ярославской. Она утверждала, что Мергинов 4 дня незаконно удерживал ее в своем доме. Мужчину доставили в опорный пункт, однако больше никаких подробностей по этому делу не сообщалось.
Не стоит исключать, что вопрос с Ярославской удалось решить в том числе благодаря авторитету Сагида Муртазалиева — на Северном Кавказе этот харизматичный брутал пользуется бесконечным уважением. Напомним, сообщения о том, что здешний любимец объявлен в международный розыск по обвинению в тяжких преступлениях, вывело людей на улицы. С протестами на улицы Дагестана тогда вышли многочисленные группы местных жителей. Лично к Владимиру Путину с просьбой взять ситуацию вокруг громкого уголовного дела под свой контроль обратились олимпийские чемпионы, отметив, что Муртазалиев не только многое сделал для развития спорта в республике, но и активно принимал участие в «работе по противодействию идеологии экстремизма и терроризма».
Что касается самого дела в отношении Муртазалиева, то оно с большой долей вероятности может развалиться еще по дороге в суд. После предварительного следствия материалы из него странным образом стали «зависать», а то и вообще пропадать вместе с вещдоками. Расследование дела забрали в Москву, куда были направлены оставшиеся материалы. Однако свидетели, изначально дававшие изобличительные показания и оказывающие помощь следствию, теперь один за другим вдруг изменили свою позицию. Когда их стали приглашать в Москву для дачи показаний, многие из них «пошли в отказ». Ссылаясь на всевозможные обстоятельства, люди под любым предлогом не желают направляться в столицу. Те же, кто успел высказаться в ходе процесса, почему-то корректируют свои предыдущие показания в пользу обвиняемых, причем в самых мелочах, от которых как раз зависит вердикт суда.
Сейчас Сагид Муртазалиев проживает в ОАЭ. Хоронить своего родственника в Кизляр он, естественно, не приехал. Как пишет «Коммерсантъ», экс-глава дагестанского отделения Пенсионного фонда России, скорее всего, выдан не будет, так как заочно обвиняется в совершении преступлений террористической направленности, а, согласно договору между странами, подобные преступления не входят в перечень, по которому возможны экстрадиция и обмен данными.