Найти тему
Soyuz.ru

10 блестящих фотопортретов на обложках альбомов

Конверты пластинок как пособие по искусству фотографии.

В рубрике «ПрофСОЮЗ» специалисты и эксперты в своих областях делятся опытом, впечатлениями и полезными советами с посетителями Soyuz.Ru. Сегодня гость нашей рубрики - Александр Савельев, фотограф, историк фотографии, меломан, блоггер. Специально для нашей рубрики Александр подобрал 10 классических обложек альбомов, по которым вполне можно учиться искусству фотопортрета. Передаем ему слово!

-2

Размер имеет значение. Стандартный LP-конверт имеет размер 31 х 31 см – а это уже почти выставочный формат для фотографии. Это смотрится, это зрелищно! Это вам не 12х12 у CD, и не та почтовая марочка, которую вы видите на экране смартфона, - это настоящий арт-формат. Недаром по-английски оформление конверта называется “artwork”.

К слову сказать, ехал я недавно в метро и просто держал одну хорошую пластинку в руке, не было с собой подходящего пакета. Тут-то я и понял, какая это ещё и реклама, какая промо-функция у конверта! Едет человек с пластинкой, и люди вокруг поглядывают – а что это там у него такое? Что это за картинка? Какой-такой артист?

Так что не будем отрицать составляющую шоу-бизнеса. Пластинка – это товар, и как раз такой, которому нужна красивая упаковка. Индустрия дизайна возникла уже в послевоенные годы: звукозаписывающие компании вовсю нанимали талантливых иллюстраторов и графиков, и какие обложки были у джазменов тех лет! Уже тогда обложка пластинки часто становилась сама по себе арт-объектом. А потом подключились фотографы…

Конечно, портрет исполнителя на обложке – это самое очевидное дизайн-решение, и обложек таких наберётся великое множество. Даже если ограничить выбор поп-рок форматом и не распыляться на пластинки третьего мира, вынести за скобки бесчисленных французских шансонье, польских джазменов и бразильских самбистов – всё равно получим бескрайнюю галерею портретов. Но редактор попросил меня выбрать десять.

Отмечу ещё вот что: у всевозможных типовых артистов и обложки типовые. Шаблонные такие обложки для времени и стиля. А у хороших музыкантов – и обложки интересные, со стилем, вкусом и настроением.

1

Dave Van Ronk – "Inside" (1964)

Фотограф - Don Schlitten

-3

Примерно таких обложек было много. Герой стоит в дверном проёме, на пороге, на дороге, меланхолично смотрит куда-то в даль. Или же романтично уходит в эту даль, или даже как бы уезжает на поезде, вскочив на подножку вагона… Но кошка! Это же пойманная случайность, кошку не заставишь войти в кадр по сигналу фотографа. Конечно, можно допустить, что кошка не случайна – предположим, невидимый ассистент поместил кошку в кадр и быстро прятался за дверь, – но и это отличный фотографический ход. Значит, этот человек понимал, что в кадре важны такие мелочи.

Дэйв Ван Ронк – фолксингер, который послужил братьям Коэнам в качестве условного, весьма условного прототипа для их фильма "Inside Llewyn Davis". Это очень редкое обращение к теме «недоталанта» и неудачника - когда человек искренне что-то делает, творит и пытается, но так и не может прыгнуть выше головы, так и остаётся на обочине шоу-бизнеса. То ли звёзды фатально не сходятся, то ли таланта всё-таки не хватает – эх, знать бы ему самому, но и он не знает, ведёт полубродячую жизнь неприкаянного музыканта, и весь фильм, между прочим, ищет кошку, то находит, то снова теряет. А откуда братья Коэны эту кошку взяли? Не иначе, как именно с этой обложки!

Настоящий Ван Ронк, ей богу, был на порядок круче своего киношного воплощения, но так и не стал звездой – и только теперь его переиздают и чтут, не в последнюю очередь благодаря фильму. Не зря всё-таки кошка вошла в кадр.

2

Marie Laforêt – "Vol. : XII" (1966)

Фотограф - Patrick Bertrand

-4

Здесь я, конечно, делаю исключение: это не альбом, это EP, “Extеnded Play”. Но в том-то и дело, что у эстетских французов обложки синглов и EP часто были ещё круче, чем альбомные. А Мари Лафоре просто красивая женщина. И вот такая композиция – с восходящими руками, со всеми линиями, стремящимися в верхний левый угол квадрата – это очень смело и редко встречается. Круговое движение по часовой, динамика, смелость - ну просто фотографически хорошо. И ещё именно на этой пластинке вышла песенка про Манчестер и Ливерпуль, знакомая всякому советскому человеку.

3

Donovan – "A Gift From A Flower To A Garden" (1967)

Фотограф – Karl Ferris

-5

Знаковая обложка времени. Фотограф Карл Феррис прекрасно чувствовал эпоху – он понял, что это яркое время нужно снимать именно в цвете. Причём в «сдвинутых», галлюциногенных цветах: так он снимал обложки и промо-шоты для Hollies, Джими Хендрикса и Донована. Он первым начал снимать звёзд и моделей на инфракрасную плёнку, которая ранее использовалась только для аэросъёмки (что-то вроде Kodak Aerocolor), а иногда печатал снимки через хитрый набор цветофильтров – чтобы добиться желанного эффекта наркотического трипа. Это абсолютно точно совпало с духом времени и стало модным трендом.

Донован же на тот момент находился в зените славы: самый настоящий мистический эльф, эклетичный триппи-хиппи, «дитя цветов» и юный мудрец одновременно. Песни его были разноцветны и многозначны, британская фолк-традиция сплеталась то с ситаром, то с карибскими ритмами – и для публики он являлся вестником с психоделических планет, не меньше того же Хендрикса. Все эти смыслы отлично выразились на обложке.

4

Bruce Springsteen – "Born To Run" (1975)

Фотограф - Eric Meola

-6

Тот случай, когда обложка познаётся в развороте, только если открыть складной конверт. Но и без разворота — отличная рисковая композиция, и это же надо было осмелиться, обрезать парную фотографию именно так: главный герой Брюс вроде бы «выпадает» из кадра, совершенно нелогично, и одновременно — нисколько не выпадает, «держит» обложку, а зрителю интересно: на что это он там опирается. А опирается он на саксофониста Кларенса Клемонса, ключевого музыканта в группе Спрингстина “E Street Band”. Отличный пример шаткой, неустойчивой, странной композиции, но эта странность — работает !

-7

Фотограф Эрик Меола снял тогда около 900 кадров за три часа. «Были и другие удачные кадры, но когда мы просматривали контактные отпечатки, этот кадр сразу бросился в глаза. Мы сразу поняли — это кадр для обложки».

Конечно, не только благодаря обложке альбом стал звёздным часом Спрингстина, прорывом к всеамериканской и мировой известности. Теперь можно только гадать — стал бы альбом настолько успешен с другой обложкой, но именно этот кадр, именно такое дизайн-решение вошло в историю, стало символом времени и поколения. Об этом говорит и множество повторов — от ироничных пародий до вполне уважительных оммажей, реплик примерно того же сюжета.

В 2006 Эрик Меола издал альбом других кадров со съёмки - Born to Run: The Unseen Photos , и там правда много хороших кадров. Но этот — всё равно лучший, так уж сложилось.

5

Patti Smith – "Horses" (1975)

Фотограф - Robert Mapplethorpe

-8

А за этой обложкой стоит история любви. Стоят годы взаимной поддержки, безденежья и маргинального образа жизни – когда молодая поэтесса Патти Смит подрабатывала кассиршей в супермаркете, а молодой фотограф Роберт Мэпплторп подрабатывал уж не скажу чем. И никто тогда не знал, что о каждом из них потом так много напишут в Википедии, что Патти станет культовой рок-звездой, а Роберт – классиком фотографии. К 1975-му году их связь уже переросла в крепкую дружбу, и Мэпплторп снимал Патти Смит ещё для многих обложек, и там тоже были очень хорошие портреты, но этот её первый альбом – знаковый во всех смыслах. В простом портрете есть безупречность и аристократизм, есть гордость и стиль. Как писали критики: «это совсем не похоже на типичную обложку для поющей девушки».

С точки зрения фотографической – хороший пример портрета при естественном свете, без хитроумных студийных лампочек. Патти в своих мемуарах вспоминает, что Мэпплторп очень хотел как-то обыграть этот треугольный блик на стене. Но солнце уже садилось, блик почти не виден. Видите треугольник?

6

Bob Dylan – "Hard Rain" (1976)

Фотограф - Ken Regan

-9

Просто крутейший в своей простоте портрет - на обложке концертного альбома. Фотограф Кен Риган сопровождал Дилана в его турне 1975-го года, и у него есть много интересных кадров, концертных и закулисных, подсмотренных и постановочных. И да, вам не кажется – будущий нобелевский лауреат в то время активно использовал грим и подводил глаза не хуже заправского глэм-рокера.

Что же касается музыки, то всяческие критики говорят, что это далеко не лучший альбом Дилана, а фаны расходятся во мнениях – от восторженных до совсем разочарованных, но я в Дилане не слишком разбираюсь, стало быть, мне проще. Хороший портрет и хорошая обложка.

7

Elvis Costello & The Attractions – "This Year's Model" (1978)

Фотограф - Chris Gabrin

-10

Мимо этой обложки, где хитрец Элвис Костелло играет в фотографа, я пройти не могу. Во-первых, она воистину фотографична, во-вторых, здесь сквозь маску тихого ботаника просматривается суть: невротичный гений, новый циник в противовес «новым романтикам», неочевидный – но всё же герой своего времени.

Фотограф Крис Габрин рассказывает так: «Я решил выдать Элвису тот же набор техники, что и у меня, точно такие же штатив и камеру, чтобы получилось своего рода зеркало. А ещё у меня в студии была хорошая аудиосистема – так перед съёмкой Элвис спросил – не мог бы я поставить «Отель Калифорния»? Признаться, выбор музыки меня озадачил – пока он не признался, что просто ненавидит эту пластинку, и она поможет ему выглядеть нервным и рассерженным. За время съёмки мы несколько раз проиграли альбом, и пока я снимал, Элвис копировал некоторые мои жесты».

Камера здесь, между прочим, “Hasselblad”, средний формат 6x6, абсолютная классика XX-го века. Как любопытный штрих: в некоторых странах на обложку попали «соседние» кадры из той же фотосессии, с несколько другими жестами и мимикой – так же интереснее! А первые британские тиражи с подачи дизайнера Barney Bubbles были напечатаны с намеренной ошибкой, «со сдвигом» – как будто конверт не совпал с матрицей печатной машины. «Что-то здесь не так» - думал потенциальный покупатель. Всё так, тонкий британский юмор.

8

John Lennon & Yoko Ono – "Double Fantasy" (1980)

Фотограф - Kishin Shinoyama

-11

Помню эти вечные разговоры, этот типичный спор - что он нашёл в этой замороченной японке? А один мой друг сказал: «Ну ведь ему с ней было хорошо. Это же слышно по песням, это видно по фотографиям. Ему было хорошо, и нечего тут обсуждать».

Фотограф снимал их два дня – во время записи альбома, на улице, в кафе, и он вспоминает об этом так: «Когда я смотрю на эти снимки, мне кажется, что это действительно были самые счастливые дни их жизни. Для них это было время безоблачного счастья»

«Джон даже не видел всех кадров, они оба тогда были слишком заняты делами, но конечно, ему нравился кадр с поцелуем, который стал обложкой альбома».

Снимок был сделан на прогулке в центральном парке Нью-Йорка – опять-таки, никаких студийных хитростей!

9

U2 – "War" (1983)

Фотограф - Ian Finlay

-12

Простите за цинизм – но это было опробовано ещё на шоколадках «Алёнка». А уж теперь и подавно, все маркетологи знают этот беспроигрышный ход: поместите на обложку крупный план ребёнка с выразительным взглядом больших детских глаз, и продажи увеличатся.

Однако не стану упрекать ирландцев в коньюктурщине. Уже много позже, несколько лет спустя они стали межгалактическими звёздами и монстрами шоу-бизнеса, а тогда были честными юными бунтарями. Так что и этой музыке, и обложке я лично верю безоговорочно.

Это была именно что дружеская дизайн-концепция. У лучшего друга Боно подрастал младший брат Питер. И ещё до выхода первого альбома в голове у Боно созрела идея обложки – портрет мальчика, как будто слегка недопроявленный, только проступающий на фотобумаге. Это должно было символизировать и появление новой группы, и ту искренность, даже наивность чувств, которую они тогда несли, как главный свой флаг.

-13

Так и получилось. Один из портретов пятилетнего мальчика был взят для обложки самого первого сингла, другой – на обложку альбома “Boy”, и все внезапно поняли, как эффектно это выглядит, и что нет нужды приглашать каких-то сторонних дизайнеров, фотографов, когда можно хорошо делать обложки своими силами, с помощью друзей и их младших братьев. Для обложки третьего альбома “War” музыканты сначала думали взять какой-то кадр военной хроники, но решили, что это будет слишком уж прямолинейно, и решили ещё раз сфотографировать мальчика. Юного Питера Роувена, которому на тот момент было уже восемь лет, вознаградили упаковкой шоколадных батончиков «Марс», альбом стал настоящим прорывом для группы, от местной известности – к мировой, остальное – история.

Но вот ещё хвост истории: мальчик Питер Роувен вырос и сам стал фотографом, хорошим фотографом, уж поверьте мне, а можете и сами убедиться - http://www.peterrowen.com/about И он, между прочим, несколько раз снимал U2, и они использовали его кадры для футболок и постеров. Круг замкнулся!

-14

А работает тут вот что: во-первых, этот конфликт смыслов – «ребёнок с недетским взглядом», во-вторых, вот эта кровиночка на губе. Второй конфликт! Всего-то простуда на губе вскочила; казалось бы, мелочь, а работает, ещё как работает, создаёт дополнительную тревожность, рифмуется с названием альбома, и служит той самой мелкой занозой, необходимым штрихом, который и притягивает внимание зрителя.

10

Miles Davis– "Tutu" (1986)

Фотограф – Irving Penn

-15

Майлз Дэвис, конечно же, был очень фотогеничен, находка для фотографа. Но кроме того – человек с космосом разговаривал. Вышел за пределы джаза, пошёл в такие края, куда до него и смотреть никто не осмеливался. Первопроходец.

А Ирвинг Пенн, который уже при жизни стал классиком портретной и фэшн-фотографии, с годами приходил всё к большему минимализму и простоте. Ему было уже 69, когда он снимал Дэвиса. На трубаче были какие-то золотые кольца, браслеты – Пенн попросил всё это снять. Ничего лишнего – Пенн снимал только крупные планы и руки музыканта. Легенда гласит, что поначалу они не очень поладили, разговор не клеился. Но после съёмки трубач благодарно обнял и поцеловал фотографа, а фотограф пошёл домой, включил записи Дэвиса и только тут понял, кого же он снимал.

В итоге портрет Дэвиса попал на обложку, а совсем другой портрет, где он закрывает глаза и мнёт лицо руками – на оборот, а крупный план ладони и очень музыкальных пальцев Дэвиса – на внутренний конверт. И каждый из этих кадров хорош. Дизайнер, японка Эйко Ишиока, получила «Грэмми» за лучший дизайн пластинки.

Меня же тут занимают… зрачки. Обычно зрачки успевают среагировать на вспышку, а здесь парадокс – человек смотрит на яркий свет с очень расширенными зрачками. Наркотики? Или окна во внутренний космос?

-16
-17