“Взрывная блондинка” победоносно шествует по экранам кинотеатров. По крайней мере, по итогам прошлых выходных фильм возглавил российский прокат, оставив позади всех конкурентов. И правда, с этой картиной тяжело конкурировать. Слишком хороша. Уже за сцену, когда побитая (или не побитая) Шарлиз Терон, исполняющая роль взрывной блондинки, нагая купается в ванне со льдом (холодрыга!), а потом эффектно кидает несколько кубиков в стакан со Stolichnaya vodka, можно жидко поаплодировать. Жидко, но стоя. Ну, то есть так, чтобы никто не увидел ваш несколько поросячий восторг.
“Взрывная блондинка” не вписывается в общий тренд возвращения 80-х на большие (“Последние девушки”, “Кунг Фьюри”) и маленькие (“Очень странные дела”, “Красные дубы”, “Блеск”) экраны. Если иные продукты популярной культуры посвящены именно 80-м, причем американским, то “Взрывная блондинка” заставляет нас вспомнить те славные дни, когда шпионы еще не стали забытыми существами, место которым — в комиксах. И если такие вещи, как “Гуд-бай, Ленин”, эксплуатируют реальную травму коллективной памяти, нажимая нашим старикам на едва забытые мозоли, то “Взрывная блондинка” — ностальгический фильм почти невозможного сегодня жанра.
Как известно, в США нынче очень мало шпионов, после развала Советского Союза они и не особо нужны. За кем шпионить? Всю работу вместо них теперь делают оперативники ЦРУ в “Родине”, вербуя агентов то тут, то там (и правда: если кого убьют, не жалко — не свой же), либо марвеловские супергерои. Что есть Джеймс Бонд против Железного человека или Капитана Америки? Первый мститель если запулит в агента 007 своим суперщитом – только клочья по ветру полетят. И это еще не говоря про Тора: стукнет раз — и мокрого места от Джеймса Бонда не останется. Всю остальную — аналитическую — работу сделают большие компьютеры и маленькие дроны.
Но вот Британия отчаянно держится за свои секретные службы. А что ей остается? Мстителей у нее нет, Хранителей тоже. Даже у России есть свои, прости Господи, “Защитники”, а в Британии — только суперагенты. Супер, но все еще агенты. Тот же “Джеймс Бонд”. А еще “Кингсман”. И да, “Братья из Гримсби”. Вернее один брат — в исполнении Марка Стронга. Второй — в лице Саши Барона Коэна — хотя и супер, но все же не совсем агент.
Соединенным Штатам так жаль смотреть на несчастную Великобританию, что они решили немножко помочь ей и сняли для нее очередной фильм про супершпиона. Только теперь это не Дэниел Крейг, Колин Ферт или Марк Стронг, а американская женщина — Шарлиз Терон. Кстати, очень хотелось бы посмотреть, как все эти ребята сойдутся в бою и кто кого победит. Если судить по “Взрывной блондинке”, то она точно сразу не сдастся — вот насколько она хороша. Живым от нее уйти сложно, без синяков — невозможно. Одним словом, она — просто бомба. Практически атомная.
Лоррейн Бротон — главная достопримечательность Секретной разведывательной службы Ее Величества. Если миссия слишком сложная, решать вопрос придется ей. Случай Берлина образца 1989 года — как раз такой. Госпоже Бротон нужно достать микрофильм, в котором, конечно, содержатся все знания мира. Разумеется, не карта с сокровищами Флинта, но тоже кое-что — информация обо всех секретных агентах в мире. В Берлине она должна затусоваться с Дэвидом Персивалем (Джеймс Макэвой), съехавшим с катушек от запаха “почти уже свободы” оперативником, а параллельно провести расследование, чтобы понять, кто там крыса, а кто — не совсем.
Все это происходит на фоне, с одной стороны, обшарпанного Берлина, а с другой — невероятно крутого столичного города.
Возможно, Берлин и сейчас также крут, но город образца 1989 года показан уникально — и серость, и убогость, и неон, и клубы, и богема — все смотрится как-то органично и обаятельно. Иногда даже забываешь про экшен-сцены и разглядываешь обстановку в подъезде, где происходит драка. Персиваль в конце концов произносит одну из главных фраз фильма: “Я обожаю Берлин”. И его легко понять. Даже на экране выглядит улетно, а Персиваль в нем вообще живет.
В целом “Взрывная блондинка” — это третья серия “Джона Уика” с Шарлиз Терон вместо Киану Ривза. Первого “Джона Уика” ставили Чад Стахелски и Дэвид Литч. Затем Стахелски решил, что может и сам. И действительно смог. Второй “Джон Уик”, которого он ставил уже один, не хуже первого. Ну а Дэвид Литч тоже доказал, что может сам. И сделал “Взрывную блондинку”. Возможно, даже более крутую, чем оба “Джона Уика”. Потому что в этом фильме — еще и атмосфера. И вообще все.
Но есть один нюанс. Слишком крутой ностальгический саундтрек, скроенный из безошибочных хитов, которые до сих пор заходят на ура. Duran Duran, Depeche Mode, Cure, New Order, A Flock of Seagulls. И, конечно, немцы — Nena, Peter Schilling, а также волшебный Der Kommissar от Falco. А чтобы школьники чувствовали себя уютно, небольшой подарок в виде Канье Уэста. Хитов так много, что музыка просто начинает довлеть не только над визуальным рядом, но и над нарративом как таковым.
Будто периодически в фильм вставляют музыкальные паузы. Даже не просто вставляют — кино начинается с таких музыкальных пауз/клипов. Уже в первой сцене мужчина в халате и с усами слишком эффектно убегает от смертельной опасности под Blue Monday в версии Health. Затем тот же трек вам поставят уже в оригинальной версии New Order. И да, мы все еще помним, как эффектно Шошанна Дрейфус из “Бесславных ублюдков” собиралась с мыслями перед смертельной миссией под Cat People (Putting Out Fire) Дэвида Боуи. В этом плане во “Взрывной блондинке” Боуи плохо работает, точнее — слишком хорошо. Боуи становится важнее сцены, важнее самого фильма, и сцена превращается в очередной клип Дэвида Боуи без Дэвида Боуи, выбиваясь из общего нарратива.
И да, та крутая сцена с ледяной ванной и водкой уже была в фильме “Информаторы”, поставленном по Брету Истону Эллису. Фильм — ужасный, и самое крутое, что там было, — как раз сцена, когда один из блеклых героев ныряет в ледяную ванну, а затем, чтобы оправиться от ледяного шока (холодрыга!), закидывает в себя водку прямо из горла. Но все это, конечно, не так важно. То, что было бриллиантом в куче навоза, во “Взрывной блондинке” оказывается бриллиантом среди бриллиантов.
Ладно. На этом все. Бегите скорее в кино.