Россиянину терпеть боль – обычное дело, даже при наличии таблеток, мы так привыкли и не считаем ненормальным терпеть боль и ждать, когда она «сама пройдёт». Поэтому у нас и паллиативная помощь только начинает развиваться, благо, скоростными темпами: в 2015 прибавилось 7 тысяч коек, в 2016 – 2.5 тысячи, а общее число перешагнуло рубеж 10 тысяч на 1100 лицензированных по профилю «паллиативная помощь» медицинских организаций. Основа паллиативной помощи – адекватное, подразумевается полное, обезболивание.
«Мы идём по пути физиологического взросления общества, оно происходит во всех странах. Понимание того, что человек имеет право быть обезболенным, пришло к нам совсем недавно. И мы уже говорим о медицине без боли, а в порядке оказания паллиативной медицинской помощи детям написано, что при любом медицинском вмешательстве, которое заведомо вызывает боль, необходимо сначала применить обезболивающие препараты, а потом проводить манипуляции», -констатирует главный врач Первого московского хосписа Диана Невзорова.
Теперь нам надо научиться давать пациентам анальгетики без страха, даже наркотические, пусть не так широко, как в зарубежье, но хотя бы по уму и потребности. Так, как дают «там» давать не стоит, надо искать, конечно, не столько «свой путь», но «золотую середину». В США, как недавно выяснили специалисты под руководством Национального института наркотической зависимости (NSDUH), отобравшего для изучения разновозрастную когорту из 72 600 взрослых, в 2015 году 37.8% или почти 92 млн получали наркотический анальгетик.
Наркозависимых было не так чтобы много - 4.7%, в медикаментозной анальгезии нуждались только 63.7%, остальные пили по другому поводу и без оного. Осложнения на рецептурный препарат в виде зависимости от него развились у 16.7% американских потребителей, а вовремя осознали собственное злоупотребление 12.5%. Чаще злоупотребляющие были социально неблагополучными, с низкими доходами и даже без работы и страховки.
Аналитики Национального бюро экономических исследований США (NBER) задались целью узнать, сколько готов потратить американец на избавление от хронической боли, но прямо в лоб вопрос задавать не стали, подошли к проблеме издалека с наводящими вопросами. За полное обезболивание, существенно улучшающее качество жизни, американцы готовы отдать от 56 до 145 долларов. На размер суммы «отступного» влияла не только интенсивность страданий, но и личный достаток, состоятельные готовы были заплатить больше.
А у нас разве не так? Если бы застрелился не страшащийся возможной раковой боли вице-адмирал, а невыносимо страдающий дворник, то общество не всплеснулось бы в гневе, не осознало национальной проблемы по части достаточности анальгезии наркотиками, и ничего бы не изменилось. Обеспеченные граждане льготники, особенно вежливо-приятные, что уж таиться, получают лучшие препараты и в достатке, страдания бедных, не всегда, но часто обходятся дешевле. Разве не так?
Чем отличаются отечественные подходы к обезболиванию от западных (www.kommersant.ru)
Prescription Opioid Use, Misuse, and Use Disorders in U.S. Adults: 2015 National Survey on Drug Use and Health (annals.org)
Боль богатых оценили дороже (www.kommersant.ru)
А также по теме:
Люди считают, что морфий самое лучшее обезболивающее и чем больше доза, тем выраженнее анальгезия, между тем как чётких доказательств его высокой и безусловной эффективности совсем недостаточно. И трёхступенчатая схема купирования умеренной онкологической боли…
Наряду с объективно эффективными препаратами и действиями существуют и совершенно бесполезные, и даже вредные, так же широко используемые в практике. Обратились к научным обществам США с просьбой отобрать несколько излишних и избыточных вмешательств…