История портрета слуги Веласкеса Хуана де Парехи — пример успешнейшей для XVII века пиар-акции для продвижения художника на международной арене.
В 50 лет Диего Веласкес во второй раз в своей жизни оказался в Риме. Все его заграничные путешествия ограничивались двумя не особо продолжительными визитами в Италию. Первая поездка в Италию, к которой молодого Веласкеса склонил приезжавший в Испанию с дипломатической миссией Рубенс, не принесла испанцу особой славы. Вернее, принесла, но совсем не ту, на которую он мог бы рассчитывать. Тогда 30-летний Веласкес приезжал в Италию в качестве королевского камергера, его сопровождал генерал Амбросио Спинола (его мы можем увидеть на знаменитой исторической картине Веласкеса «Сдача Бреды»), и итальянцы чуть не приняли Веласкеса за испанского шпиона. Во всяком случае, он воспринимался не как художник, а как функционер испанского двора, и отношение к нему было настороженным.
Между первым и вторым визитами Веласкеса в Италию «утекло много воды». Испанское искусство переживало свой «золотой век», а Веласкес стал его «фронтменом», его центральной фигурой. Вот только итальянцы, провозгласив свою землю обителью богов и колыбелью искусства, не очень-то интересовались чужаками. Им льстило, что за художественными впечатлениями весь мир съезжается к ним— в Венецию и Флоренцию, в Сиену и Падую, Верону и Рим, а что могут предложить миру заграничные «варвары»?
Согласно легенде, самолюбие Веласкеса было глубоко уязвлено. За несколько дней он выполнил замечательный портрет своего слуги — мавра, сопровождавшего его в Италии, по имени Хуан де Пареха. Как только просохла краска, Пареха был отправлен кочевать по резиденциям знатных римлян в столице и её окрестностях вместе со своим портретом. В Испании Веласкеса называли «художник истины». Он никогда не приукрашивал действительность (чем часто грешили итальянцы), но зато и в людях низкого звания — слугах, придворных шутах и карликах — умел видеть высокое человеческое достоинство. Портрет Парехи имел такое разительное сходство с оригиналом и вместе с тем показывал его в таком лестном — истинном! — свете, что «римская крепость» пала. Итальянцы признали великое мастерство Веласкеса, к нему потянулись заказчики, а главным подтверждением его успеха стало приглашение написать самого влиятельного человека Италии (а возможно, и Европы) — Папу Иннокентия Х.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru