Студенты мои такие любознательные. Пишут о многом, интересуются всем. А как увидят это "все", сразу обсудить хотят, эксперта требуют.
Сходили мы тут с ними на спектакль "Он и Она". Ну, из названия, я думаю, понятно, что постановка эта не на производственную тему.
Однако и тут имеется некая специфика: спектакль поставил православный театр, то есть гендерные отношения рассмотрены под определенным углом зрения.
И тут же вскипел студенческий разум возмущенный после просмотра, потребовал продолжения банкета на заданную тему.
Пришлось срочно бежать к отцу Александру (моему духовнику) и просить стать экспертом в семейных вопросах и жертвой юношеского максимализма одновременно.
Пришел батюшка к моим студентам, и тут началось!
Первый вопрос студентов я предвидела, сформулирован он был так:
- Отец Александр, мы тут на спектакль ходили, и там речь шла о традиционных отношениях в семье. А у нас в группе есть и геи, и лесбиянки, трансгендеры, как с ними быть? Мне обидно за них, они могут почувствовать себя отвергнутыми. Отчуждение какое-то появляется. Как вот церковь относится к таким людям? Она ведь их не признает за полноценных людей, не любят таких в церкви?
И батюшка ответил:
- Если она их не любит, то это не православная церковь.
Бог пришел к грешникам, а не к праведникам. Нелюбовь - не путь церкви.
Я много исповедую.
И ко мне на исповедь приходил киллер, профессиональный убийца.
Приходил школьный учитель, который растлил малолетних. Проститутки, преступники...
И я их всех люблю.
Надо строго разделять грех и человека. Грех ненавидеть, человека любить. Любого человека.
Что касается вашего вопроса, то здесь так: к самому факту церковь относится отрицательно, а к человеку так же, как ко всем своим детям, с большой, огромной любовью.
Ко мне пришел как-то мужчина, крепкий, лицо в густой щетине, облика такой типичного сантехника.Он стал говорить и все время называл себя в женском роде: "я пошла" или "я сделала".
Подумал я, что ослышался, но нет. Этот человек уже сделал операцию по перемене пола, а гормоны еще не подействовали. И вот он пришел с вопросом, может он зря все это затеял. А что я ему скажу? Мне его очень жалко.
Бог создал мужчину и женщину. Если бы Бог хотел создать, например, только женщину, так и было бы.
В этом вопросе, строго говоря, мы с вами обсуждаем сексуальные предпочтения. Не было бы секса, не было бы проблемы.
А еще есть люди, испытывающие тягу к мертвецам, есть те, кто любит собак с сексуальной точки зрения.
Мы имеем грешную человеческую природу. И нередко мужчины испытывают помыслы по направлению к другому мужчине. Так бывает.
Но не надо сразу идти по пути своего помысла.
Может быть помысел даже такой:"Убей своего ребенка". И что? Нет, надо учиться отсекать помыслы.
Но студентов так просто с мысли не собьешь и вдогонку следующий вопрос:
-Сердце человеку - необходимо, печень нужна, а половые органы - без них можно жить. Наверное, это не случайно?
- Да, можно отрезать все. Но ваши реакция, психика останется мужской или женской. Как у того "сантехника" из моего рассказа.
Теории могут быть разными, а практика жизни всегда одна.
Я знаю девушку, которая очень бурно провела молодость: наркотики, бесконечные бой-френды. И вдруг так случилось, что она ждет ребенка.
Пришлось срочно менять образ жизни, на роды она взяла своего тогдашнего бой-френда. И вот как она мне описала первые минуты после рождения младенца:
"Я лежу и думаю. Вот я родила ребенка. Я - мама! Вот мой ребенок! А это мой ... муж!"
И знаете, этот ее друг тоже изменился, начал помогать, и втянулся, и действительно стал хорошим мужем и отцом.
В деле зачатия нужны двое, и воспитании тоже.
Не только женщина родит, вместе с ней родит муж. Как начинается Евангелие от Матфея? "Авраам родил Исаака,Исаак родил Якова, Яков родил Иуду и братьев его..."
В однополых парах речь идет о сексуальных ролях, это отношения взрослых, а ребенок будет обделен в ту или иную сторону. Конечно, можно воспитать дитя и одному. Мы знаем о Иоанне Златоусте. Его мать воспитывала одна. Но растила его в церкви, где очень сильны оба начала - и мужское и женское. Вокруг сестры, духовник - мужчина.
А у нас семья строится только на принципе "любит-не любит", который слишком от многого зависит, даже от погоды.
У матушки моей есть знакомая семья, из которой папа ушел. И четырехлетняя девочка год сидела каждый день в прихожей - ждала папу.
Конечно, есть причины для развода, канонические. Одна из первых - измена.
Бывает, когда развод допустим, но это нечастые ситуации. А развод в современном мире - слишком частый случай.
Потом студенты спрашивали священника, как он, человек с тремя высшими образованиями, одно из которых мехмат МГУ, дошел до жизни такой и стал батюшкой.
- Я в один момент задумался, зачем я живу. Вот у меня неплохо получалось с наукой, с математикой. Хорошо.
Стану я академиком, а дальше что?
Студент в негодовании:
- Сконструируете космический корабль, полетите в космос!
Батюшка:
- А что дальше?!
Вот я родился, а потом умру. И все. А в середине еще хорошенько помучаюсь.
- Ага! - кричат ушлые студенты. - А вы нам тут про семью, про детей. Вот он - смысл! Дети!
Батюшка:
- Это вам сейчас может казаться, что дети - постоянная радость. Дети - сложнейший крест. Вспомните себя в 15, когда вы бились головой об стену в кровь, образно говоря. Родители уговаривали не делать так, а вы им: "Это такой кайф!"
У меня сейчас в семье личных шесть подростков. И каждый день приходится часами объяснять. И ладно, если бы что-то ценное обсуждали. Нет. Разговоры ведутся в русле: "если топор подбросить в воздух, он упадет на землю, хорошо, если не на голову."
"Нет!!!"- не верят мои подростки.
Я учился в МАИ, когда вдруг стал думать, а что дальше. Какой смысл у программы "жизнь", стал читать философов, искать, а потом у меня произошла встреча с Богом. Это абсолютно иррационально, объяснить невозможно, но я узнал, что Бог есть. И стал священником. И это один из самых трудных жизненных путей, тяжкий крест, мало на этом пути радостей, очень большая ответственность.
И в этот момент батюшкин голос стал таким.. глухим, он говорил это медленно и с трудом. Ребята особо ничего не успели понять, а я напряглась: первый раз за долгие годы я услышала в голосе отца Александра скорбные ноты.
Но юные исследователи спешили вперед. Их интересовало, почему никак не реформируют церковь, не сделают ее веселой и завлекательной для молодых, почему у патриарха дорогие часы, а у священников имеются автомобили, на которых они ездят на службу, вместо того, чтобы брести в церковь босиком, смиренно склонив непокрытую голову.
А самой последней подняла руку студентка с косичкой за спиной и поведала нам, что бабушка ее говорит о том, что надо блюсти себя до брака. А в наше время это уже кажется смешным.
Отец Александр ответил, что смешного в этом ничего нет. И любая невоздержанность плохо отражается на человеке. Обжора не может остановиться, и сластолюбцу трудно прекратить эксперименты. Эти люди не свободны. Грех поработил их. И если человек активно живет сексуальной жизнью до брака, ему очень трудно будет сохранить себя в браке.
И священник рассказал:
"У меня есть знакомый, очень образованный и успешный человек. Жена его - красавица, психолог. И как психолог она изучила все, что могла, о супружеских отношениях. Выучила все футбольные команда, может разобрать по деталям те автомобили, которыми муж интересуется. И он очень любит ее, а изменяет, не может себя контролировать, мучается, плачет, боится потерять семью, в которой уже четверо детей.
Здесь надо очень себя контролировать. Мы женимся по страсти, но страсть обязательно пройдет. И тут должна начаться любовь, а любовь - это всегда жертва, однако жертвовать нет привычки, есть привычка получать. Если мы не держим грех в узде, он возьмет в узду нас, лишит всего и все разрушит, здоровье, семью, душу.
Вот такой был разговор.