С чего начать?
Существует большое количество методик по обучению чтению. При выборе методики опирайтесь на её логичность и понятность. При этом вам, как родителю, самому должно быть интересно работать по ней.
Концептуально методики можно разделить на несколько групп:
- Обучение сразу целым словам (методика Глена Домана)
- Обучению чтению по складам (кубики Зайцева)
- Традиционная азбучная методика (когда запоминаются сначала буквы, а затем они сливаются в слоги)
У каждой группы есть свои плюсы и минусы. Минусом первой группы является то, что ребёнок не знакомится с отдельными буквами, а начинает сразу с целых слов. Обучение чтению по складам, в свою очередь, часто приводит к тому, что из двух букв слога малыш запоминает только первую (согласную) букву, как бы не замечая вторую. Например, вместо слова «ма-ма» он пишет «м-м». А при азбучной методике, изучив буквы, ребёнку очень трудно перейти к их слиянию, и читая, он так и произносит отдельно каждую букву «м-а-м-а». Поэтому лучше комбинировать разные методики, наблюдая, какая подходит именно вашему малышу.
Несколько практических советов:
— С первого же урока совмещайте чтение и письмо, поскольку писать всегда легче, чем читать. Эти два процесса будут дополнять друг друга.
— Ряд коротких слов ребёнок может просто запомнить (дом, кот), и перед тем, как переходить к более сложным словам, нужно довести навык чтения простых слов до автоматизма.
— Поскольку ребёнку трудно даётся слияние букв, начинать лучше с нескольких слогов-сочетаний согласных букв с гласными, а затем добавлять постепенно новые согласные.
— Начните с самых важных для ребенка слов: «мама», «папа», имя самого ребёнка.
— Не нужно изучать сразу весь алфавит — выучите с малышом несколько букв и сразу начинайте с ними играть.
— Чем младше ребёнок, тем меньше исправляйте ему ошибки. Не нужно говорить: «ты ошибся», «так неправильно». Лучше переведите это в шутку, посмейтесь вместе с ним над тем, какое новое слово он изобрел, или театрализуйте ситуацию и поправьте его от имени любимой игрушки.
— Подберите для чтения книги, которые интересны ребёнку. Возможно, ему любопытно узнать о жизни животных, или он интересуется машинами или мечтает стать мореплавателем…
Хорошо, если обучение чтению не будет самоцелью, а станет частью жизни, включаясь в ежедневные игры. Вот, к примеру, несколько вариантов игр.
1. Малыши всегда рады что-то находить или кого-то спасать. Например, «звери потеряли свои голоса и их нужно найти». Подберите игрушки, карточки или сами нарисуйте животных и напишите на бумажках крупными печатными буквами их «голоса» — МУ, ХРЮ, МЯУ, ГАВ… Спрячьте по квартире эти бумажки, и пусть ребёнок их ищет, а когда найдет, помогите прочитать ему написанное слово и пусть он «вернёт каждому животному его голос».
2. Также можно играть в квесты, собирая слова из найденных букв, и, к примеру, собрав слово «диван», искать под диваном какой-то приз. Лучше, если в качестве приза будет не конфета, а что-то очень-очень нужное для дальнейшей обучающей игры (пластилин, недостающая деталь конструктора).
3. Также дети с удовольствием готовы добывать еду и кормить кого-то. Напишите на карточках названия семян, зерновых или насекомых, которыми питаются птицы. Предложите ребёнку прочитать и нарисовать то, что написано, и «покормить птиц». Или соорудите удочку с магнитом и «ловите» на неё буквы-рыбки, из которых составляйте слова.
4. Игры на бумаге. Приготовьте альбом и карандаши. Рассказывая ребёнку сказку, тут же делайте короткие зарисовки в альбом и подписывайте их. К примеру: Жил был СЛОН (на первом листе рисуем слона и подписываем его), решил он как-то пойти прогуляться в ЛЕС (на втором листе рисуем лес), в лесу он встретил ЕЖА (на третьем листе рисуем ежа). Здесь совсем неважно Ваше умение рисовать, даже если Ваш рисунок отдалённо будет напоминать слона, ребёнок будет знать, что это именно слон. Хорошо, если в процессе рисования малыш будет Вам помогать. Такие самодельные книжки будут особенно ценны для ребёнка, если вы будете создавать их вместе, и кроха будет с удовольствием неоднократно их «читать», запоминая написанные в них слова. Каждый раз, пролистывая эту книгу вместе с ребёнком, добавляйте в сказку новые детали-зарисовки и подписывайте их новыми словами.
5. Развесьте по дому рисунки самого ребёнка и подпишите их. Он будет снова и снова возвращаться к ним, с гордостью рассказывая всем родственникам и гостям, что это его произведения искусства.
6. Вместе с папой можно вырезать из журналов машины, самолеты, цветы, сказочных героев и создавать свой альбом, подписывая все названия.
7. На большом ватмане нарисуйте вместе с ребёнком город, подписывая все детали и названия (дорога, светофор, поезд, магазин, зоопарк, театр). Выберите тему, которая интересна ребенку: морская карта с названиями морей и кораблей; необитаемый остров с неизвестными животными…
8. Игры-превращения. Заменяя одну букву в слове, получаются новые слова: мама – маша – каша – саша… Предложите ребёнку самому выбрать из двух букв, какую букву изменить и что из этого получится. Это всегда весело. Если малыш затрудняется, подскажите ему, используя наводящие вопросы.
9. Обучая ребёнка читать слева направо, используйте игру «Шапочки». Вначале, читая вслух слово, сами проводите пальцем слева направо, а ребёнок пусть повторяет за Вами. Затем предложите ребёнку надеть заготовленные вырезанные «шапочки» на первые буквы слов.
Подводим итог
Развивая и обучая своего малыша, помните, что в среднем до 9-летнего возраста самым важным процессом передачи информации для ребёнка является общение со взрослым. Никакие развивающие программы на планшете не способны это восполнить! Успехов Вам в обучении чтению!