Научиться отпускать маму - самое главное при подготовке к детскому саду.
Когда дочке исполнилось 2 года, она стала гораздо лучше все понимать, достаточно хорошо говорить, и настало время для более интенсивной и более глубокой подготовки ее к детскому саду.
Первоначальной нашей целью было оставлять дочь в группе неполного дня один - два в неделю, чтобы она понемногу привыкала к детскому коллективу, училась находиться в отношениях между детьми, когда рядом нет мамы.
Сделать этот шаг хотелось максимально деликатно, не травмируя ребенка. Самое первое, что для этого нужно - это чтобы она осознанно, спокойно и без страха отпускала меня, оставаясь с другими взрослыми.
Основная идея - играть в детский сад по-настоящему: по ролям.
В идеальном случае для этой игры требуется компания из несколько мам с детьми (хотя бы две, лучше - больше), но можно играть и один на один.
Итак, объявляем детям, что начинаем играть в детский сад! Назначаем роли: одна мама - воспитательница, другая - повар, третья - мед. работник, четвертая - помощник воспитателя, или сторож, или заведующая, или даже "ребенок", если ролей не хватило. Если есть костюмы, можно переодеться: врачу положен белый халат и столик с медицинскими принадлежностями, повару - посуда и "еда", сторожу - стул в углу комнаты. :)
Далее мамы приводят детей в "детский сад", знакомят с воспитательницей, и говорят своим детям: "Я пошла на работу, поработаю и приду за тобой после обеда, а ты в это время поиграешь в детском саду. Люблю тебя!" Обнимают и уходят на свое рабочее место. Расставание должно быть кратким, но теплым.
Дальше воспитательница ведет детей мыть руки, потом рассаживает за стол. Повар расставляет столовые приборы, раскладывает игрушечную еду. Дети "едят", "пьют", а потом отправляются “на прогулку”, в другую комнату.
Там можно расставить тазики с крупой, различные игрушки и емкости для пересыпания, большинство детей очень любят такие игры, и хорошо увлекаются игрой.
На самом деле уже произошел один из главных терапевтических моментов: те дети, у которых мамы работают не воспитателями, ушли в другую комнату без мам.
Далее дети возвращаются, снова моют руки, едят, и потом мамы возвращаются с работы и забирают их и хвалят за то, что те стали такие взрослые и самостоятельные!
Далее роли меняются, и игра повторяется еще раз или два. Чем больше раз, тем лучше. Можно раздавать "вакансии" детям, им нравится быть поварами, мед. работниками и даже воспитателями, а мамы будут играть "детей". Но эффект остается тот же: мамы и дети разделяются в разные комнаты, а заодно проигрывается распорядок детского сада, а также идея, что мама уходит на работу.
И так, играем, играем, играем, множество раз в одно и то же, с разными ролями.
Сначала дети могут тревожится, когда уходят в другую комнату “на прогулку”, но тем, кому досталась роль воспитателя важно их отвлечь и заинтересовать, а на вопросы "Где мама?", коротко ответить, что она на работе, поработает и придет, и сразу переключать внимание.
Первый раз мы играли в такую игру в нашей школе развития, дочь конечно была несколько тревожна.
Но потом мы стали играть с ней дома, даже когда были один на один.
Идея применить эту тактику дома пришла ко мне, когда я не успела доделать свои дела, пока дочка спала днем. Она проснулась, и как всегда начала требовать внимания, и чтобы я не занималась делами. А мне осталось доделать совсем немного, и не хотелось откладывать это до вечера.
Тогда я предложила ей поиграть в детский сад. Показала мое рабочее место, объяснила, что здесь - моя работа, а ей предложила побыть в детском саду (за ее столиком), поесть ягоды. Намыла ей ягод, которые она любит, принесла для компании несколько зверят, выбрали одну игрушку в качестве воспитателя, и начали играть. Я привела ее в в "детский сад", попрощалась и ушла "на работу": села доделывать свое дело. А она - с удовольствием включилась в игру, стала есть ягоды, и кормить зверей, при этом когда она мне что-то говорила, я ей отвечала, что я работаю. Она доела ягоды, и начала играть сама, не мешая мне доделывать дела. Закончив работу я "забрала" ее из детского сада, не забыв похвалить за самостоятельность!
Эффект для нас был очень существенен, так как раньше дочь крайне редко давала заниматься своими делами в ее бодрствование. Я стала пробовать эту игру снова и снова, использовала разных персонажей, то дочь была воспитателем, то игрушки, то я ставила ей палатку и она играла там, а я при этом уходила "на работу". В общем, терапевтическая игра подействовала!
Но этого мне показалось мало, и мы перенесли эту игру на улицу, в песочницу, и пригласили к нам в игру детей с площадки 6-8 лет. Мальчики сначала сказали: "Мы не будем в такое играть, игры для девчонок!", но я предложила им вакансию шеф-повара, и рассказала, как круто быть шеф-поваром, например, в ресторане, и что эту должность почти всегда занимают мужчины. Все мальчики стали поварами в нашем детском саду, даже если в саду был всего 1 ребенок, 5 поваров старались для него и готовили прекрасное угощение :)
Сначала я была воспитательницей, показала, как играть. Потом девочки были по очереди воспитательницами, а я уходила "работать" сначала на ближайшую скамейку, потом все дальше и дальше. Детям, которым надоедало, доставалась роль родителей, и они уезжали "работать" на велосипеде :)
Всего за неделю практически ежедневных игр в детский сад, рассказе о распорядке в детском саду, дочь просто на глазах переменилась. Она начала осознанно проситься гулять или играть БЕЗ МАМЫ с родственниками или гостями, которые к нам приходили. Стала сама спокойно оставаться без меня в гостях у друзей с детьми.
Теперь я раз в неделю оставляю дочку в школе развития на час-два. Она не боится оставаться без меня, знает и может обратиться за помощью к воспитателю, ей интересно. Конечно, она столкнулась с новой для себя ситуацией, с новыми, разными детьми, и ей это нелегко. Бывает, что она просит меня остаться с ней, но не из-за страха меня отпустить, а из-за естественного нежелания учиться вести себя в новом коллективе, защищать и отстаивать себя, ведь гораздо проще, когда мама рядом и все это делает за нее, но это преодолеть необходимо, и это уже совсем другая история...
Итак, научить ребенка спокойно отпускать маму и тем самым уменьшить проблемы адаптации вполне реально, это первый и один из самых важных шагов в подготовке к детскому саду! Так что играйте, придумывайте сказки, рассказывайте и показывайте своим детям детский сад, обсуждайте вместе с ними. И переломный момент обязательно настанет, ваши малыши поймут, что быть без мамы это не так уж плохо, а иногда очень даже интересно!
Ирина Тейхриб. Терапевтические сказки на заказ.