Экстремальные условия всегда служили отличной лакмусовой бумажкой на "человечность". А всякий когда-либо пересекавший в отпускной период на личном автомобиле границу в "ходовые" часы, подтвердит: переход из страны в страну - это настоящая война. С усталостью. С раздражением. С жаждой и голодом. Иногда с нарушителями порядка, норовящими объехать череду ожидающих машин.
Ситуация становится совсем невыносимой, если при этом на заднем сиденье едут малыши.
Казалось бы, чего жаловаться: автомобилистам с детьми в Беларуси гарантировано право внеочередного заезда на территорию автомобильного пункта пропуска. Однако сразу после шлагбаума их все равно ожидает очередь на паспортный и таможенный контроль (иногда - в пару десятков машин), а потом стояние на нейтральной территории и томление перед досмотром у принимающей стороны.
Зарубежные же службы контроля и вовсе не предоставляют автомобилям с маленькими пассажирами никаких приоритетов.
"Несколько недель назад я вынуждена была возвращаться в Беларусь из Литвы одна с шестимесячным сыном, - рассказывает минчанка Анна. - Ехала через "Каменный Лог". Очередь из автомобилей собралась еще до въезда на пункт пропуска - машин 40, наверное. Было жарко, ребенок очень устал от долгого переезда. Ребята из автомобиля, что подъехал следом за мной, посоветовали спросить у литовских пограничников, можно ли мне проехать без очереди. Обещали, если что, пустить меня на мое место. Я объехала очередь, подошла к служащей. Она мне сказала: "Ничем помочь не могу, если хотите - договаривайтесь с людьми". Какое-то время я стояла с ребенком на руках и не знала, как поступить и что вообще делать. Меня заметили парни из третьей с начала очереди машины и сразу сказали: "Никого пропускать не будем. Мы уже здесь пять часов стоим". В этот момент к разговору подключилась женщина из соседнего авто на российских "номерах" и очень эмоционально и доходчиво объяснила им, почему я должна проехать первой. Кричала она мастерски. Спасибо ей за это. Ведь эта дорога и так мне далась с большим трудом".
Стоит отметить, что редкий летний сезон обходится без скандалов на границе.
Вот в 2013 году в пункте пропуска "Райгардас - Привалка" водитель Audi Q7, сын высокопоставленного чиновника, попытался объехать очередь: он пересек сплошную линию, на высокой скорости обогнал порядка 10-15 машин, стоявших на нейтральной зоне, и "вклинился" перед автомобилем Volvo S80. Водитель Volvo и его пассажир подошли выяснить причину такого маневра. После краткого эмоционального диалога Николай Горов встал перед Audi Q7, чтобы все участники очереди, которых обогнал водитель Audi, могли вернуться на свое место. Как только перед водителем кроссовера появилось свободное место, он дважды резко нажал на "газ", ударил Николая бампером по ногам и прокатил на капоте, пытаясь сбросить. Дело это имело нелегкую юридическую судьбу и закончилось примирением сторон.
А в 2014-м на литовских пограничников пожаловался украинец, который с четырехмесячным ребенком возвращался через Беларусь на родину. Претензии водителя заключались в том, что, несмотря на согласие очереди, офицер пограничной службы отказался пропустить машину без очереди. Руководитель отдела коммуникации Службы по охране государственной границы тогда сказал, что "пограничников инструктируют вести себя в каждой ситуации по-человечески. И действительно, бывают такие случаи, когда на улице жара или холод, когда надо смотреть по ситуации. Тут этого не было, и, по словам работавших тогда должностных лиц, они ничего оскорбительного этому человеку не сказали".
Но и без этих примеров всем очевидно: отношения в многочасовых очередях часто накалены до предела. Мы решили узнать, насколько наших автомобилистов портит приграничный вопрос, и на прошлой неделе спросили: "Согласились бы вы, стоя в очереди на границе, пропустить автомобиль с маленькими детьми?"
Примечательно, что однозначное "да" автомобилям с малышами готовы сказать 36% респондентов, - считайте, каждый третий.
При этом почти каждый десятый (9%) готов ответить твердое "нет", поскольку уверен, что всем двигаться в порядке очереди - это честно.
Поведение остальных 55% зависит от сопровождающих условий. Наибольшее число сторонников (48%) получил ответ "Все зависит от возраста детей". 4% опрошенных готовы уступить очередь только в том случае, если кто-то из детей болен. 2% выбрали вариант "Все зависит от того, как долго я сам стою", а 1% - "Если другие пропустят, то и я пропущу". Количество детей может быть аргументом только для 12 человек, что не составило даже одного процента.
Нет смысла в данном случае заочно клеймить кого-то позором или навешивать ярлыки. Ведь, признаться, трудно сказать, как сам себя поведешь в ситуации, когда просидел в салоне полсуток на солнцепеке, давно съел все припасы, опоздал во все места, а очередная машина норовит продлить часы ожидания. И чем ближе к заветному шлагбауму, тем меньше остается в людях человеческого.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото dennyjaworld.com и из архива редакции
ABW.BY