Любителям космоса посвящается.
Жанр научной фантастики невероятно обширен. Сложно найти что-то, что интригует и завораживает зрителя больше, чем «неизвестное». И нет ничего более неизвестного человеку, чем бескрайние просторы Вселенной. В этой подборке мы собрали ленты, которые сумели дальше всего проникнуть в темные просторы космоса.
Блокбастеры вроде «Звездных войн» в расчет не брались.
«Солярис» (2002)
Американский ремейк классической ленты Андрея Тарковского 1972 года. «Солярис» Стивена Содерберга получился достойным преемником оригинальной ленты и хорошей экранизацией романа Станислава Лема – при том, что режиссер продемонстрировал свое собственное уникальное видение знаменитой истории. Джордж Клуни играет роль психолога Криса Кельвина, который прибывает на отдаленную исследовательскую станцию около планеты Солярис, чтобы проведать ее экипаж. Таинственный, визуально притягательный и волнующий фильм Содерберга рассказывает о том, какую сильную боль иногда могут причинять воспоминания. Несмотря на то, что этот «Солярис» провалился в прокате, время его «реабилитировало», и сейчас он занимает достойное место среди научно-фантастических «космических» картин.
«Марсианин» (2015)
Фильм Ридли Скотта рассказывает о группе астронавтов, находящихся на Марсе с экспедицией. Из-за сильнейшего шторма им приходится срочно эвакуироваться с Красной планеты, оставив на Красной планете биолога Марка Уотни, которого они сочли погибшим. В то время, как NASA больше года пытается придумать план быстрого спасения Марка, тот, оставшись совсем один на безжизненной планете, из последних сил пытается не дать себе отчаяться и сажает картошку. Много картошки. «Марсианин» пользовался огромным успехом в прокате, получил две премии «Золотой глобус» и семь номинаций на премию «Оскар», включая «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Мэтт Дэймон).
«Луна 2112» (2009)
«Луна 2112» - это история астронавта Сэма Белла, три года проведшего на Луне на станции по добыче редкого газа. Вокруг него все это время не было ни души – только говорящий робот ГЕРТИ. И вот, когда его трехлетний контракт подходит к концу, Сэм совершенно неожиданно встречает на Луне… самого себя. Лента режиссера Дункана Джонса медленно и с сохранением загадочности подходит к своей невероятной кульминации, оставляя своему зрителю множество тем для размышления. Необычный и умный фильм, хотя и недооцененный.
«Аполлон 13» (1995)
Режиссер Рон Ховард взял за основу своей ленты историю, исход которой знает весь мир, и сумел превратить ее в один из самых напряженных и полных неизвестности фильмов, когда-либо снятых. В центре повествования – злополучная лунная миссия «Аполлон 13» 1970 года. В то время США уже успели поставить свой флаг на Луне, и потому этот полет «Аполлона» считался обычным рутинным делом… пока не случилась серьезная авария, из-за которой под угрозой оказались жизни самих астронавтов. Один из лучших фильмов Рона Ховарда.
«Чужой» (1979)
Второй фильм Ридли Скотта в нашем топе. «Чужой» повествует о группе исследователей, которые, будучи в экспедиции в отдаленном уголке Вселенной, получают сигнал бедствия с неизвестной планеты. Когда они прибывают на место, они понимают, что выживших не осталось, а сам сигнал означал не крик о помощи, а предупреждение о смертельно опасной форме жизни – которая уже проникла на их корабль, «Ностромо», и открыла на них охоту. После успеха «Чужого» было выпущено несколько продолжений фильма (сейчас Скотт снимает приквельную часть – «Прометей» (2014) и «Чужой: Завет» (2017)), вышло множество романов, комиксов, игр и т.д. Для любителей кино культовый статус «Чужого» неоспорим – это один из лучших научно-фантастических лент, когда-либо снятых.
«Парни что надо» (1983)
Фильм, который сделал все как надо (серьезно), но все равно провалился в прокате. Почему – загадка. Несмотря на коммерческий провал, лента Филипа Кауфмана «Парни что надо» по-прежнему остается одной из самых масштабных историй о человеческой «космической» мечте, которые когда-либо снимались. В основу картины лег роман Тома Вулфа, фрагментарно описывающий историю преодоления человеком звукового барьера и первых, нередко трагических попыток отправиться в космос. Ведь в начале 50-х годов прошлого века никто в мире понятия не имел, с какой стороны подойти к космической программе и как отобрать людей, которые смогут выдержать такие сильные нагрузки. Фильм «Парни что надо» - захватывающий, смешной, очаровательный и в каком-то смысле буквально «электризующий», так что после него тоже хочется вернуться к мечте о полетах в космос.
«Интерстеллар» (2014)
Интерстеллар» Кристофера Нолана не настолько суров, как «Гравитация», и не так неоднозначен, как «Космическая одиссея 2001 года», но вот по масштабу он сопоставим с каждым из них, если не с обоими разом. «Космическая» картинка тут и вовсе одна из самых лучших, какую когда-либо видел кинематограф – «Инстерстеллар» визуально захватывающий и технологически впечатляющий. И хотя здесь есть совершенно невероятные черные дыры, теория относительности показана в действии, а понять суть искривления времени и пространства с первого просмотра вряд ли удастся – в конечном итоге «Интерстеллар» это просто захватывающая история отца, который пытается вернуться к своей дочери вопреки любым трудностям.
«Гравитация» (2013)
«Гравитацию» Альфонса Куарона не просто смотрят – ее буквально «ощущают». Обрушивая на главных героев, а затем и на одну оставшуюся в живых героиню одно за другим самые разные бедствия, фильм почти не дает зрителю отвлечься, не допускает вздоха облегчения, и даже если вы успели обрести равновесие, в следующее мгновение все может резко измениться. «Гравитация» - фильм напряженный и крепко держащий зрителей внутри своего космоса, хаос происходящего на экране, графика, виды космоса – все это вызывает изумление и восхищение, все это как будто реально. Своей «Гравитацией» Куарон, действительно, изменил подход к созданию фильмов о космосе. Навсегда.
«Солярис» (1972)
Фильм, который можно считать одним из самых впечатляющих в истории мирового кинематографа. Шедевр советского режиссера Андрея Тарковского – это спокойное и созерцательное кино, которое пытается постигнуть смысл человеческого существования. Ставя во главу угла концепцию индивидуальности и самопознания человека, фильм рассказывает историю психолога, который прибывает на космическую станцию рядом с покрытой Океаном планетой Солярис, чтобы выяснить, действительно ли ее экипаж сошел с ума…
«Космическая одиссея 2001 года» (1967)
Один из самых «авторитетных» фильмов, когда-либо снятых. Суть ленты Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» можно описать очень точно – «исследование непознанного», здесь рассматривается невероятно широкий спектр тем – от экзистенциализма до эволюции. В основу сценария Кубрик взял роман «Часовой» (The Sentinel) британского писателя Артура Кларка. Сюжет построен вокруг путешествия на Юпитер команды ученых и «живого» компьютера HAL-9000, перед которыми стоит задача понять, почему инопланетяне так пристально наблюдают за жизнью людей. «Космическая одиссея 2001 года» оказала решающее влияние на развитие научной фантастики в кинематографе и до сих пор считается одним из лучших фильмов, когда-либо снятых.