Депутат Рады Михаил Добкин — о своем уголовном деле и оккупантах в Харькове
Михаил Добкин — личность в Харькове легендарная. Почти десять лет он был полновластным хозяином города — с 2006 по 2010 год возглавлял горадминистрацию, потом еще четыре года руководил обладминистрацией. Был видным функционером Партии регионов, активным противником Майдана. Казалось бы, после госпереворота в 2014 году у него должны были начаться проблемы, но Добкин спокойно избрался депутатом Рады от «Оппозиционного блока». Трудности возникли только теперь. 13 июля парламент проголосовал за лишение его депутатской неприкосновенности, задержание и арест. Избежать заключения помог только залог в 50 миллионов гривен (два миллиона долларов). Политик рассказал о своем уголовном деле и перспективах Петра Порошенко на посту президента Украины.
Оценка уголовному делу?
Добкин: Это вообще не уголовное дело, это дело политическое. Меня обвиняют в том, что, будучи мэром Харькова, я помог неким знакомым руководителям строительных фирм получить землю. Но ни одного доказательства совершения преступления прокуратура мне не предоставила! О них никто не сказал ни во время снятия с меня неприкосновенности, ни при вручении подозрения. При этом подозрение мне вручил не генеральный прокурор Юрий Луценко, а его заместитель, что является нарушением Конституции. Обвинения, которые мне предъявляют, тянут максимум на хозяйственно-правовой спор, но никак не на уголовно-правовой.
Если это дело политическое — значит, у него есть заказчик. Вы его знаете?
Юрий Луценко яростно настаивал на снятии с меня депутатской неприкосновенности и на аресте, ему помогал глава МВД Арсен Аваков.
Какие перспективы у уголовного дела?
Оно развалится в любом суде! Это понимают и инициаторы преследования. Их цель — даже не осудить меня, а просто обвинить в тяжких экономических преступлениях, создать вокруг меня соответствующий антураж и избрать мне меру пресечения в виде ареста. Это их метод, который они применяют ко многим людям. Например, Ефремов (Александр Ефремов, бывший глава фракции Партии регионов в Раде; с июля 2016 года находится в СИЗО по подозрению в злоупотреблении служебным положением ) без всяких доказательств обвиняется в тяжких преступлениях, чуть ли не измене Родине. Нет ни одного доказательства, все свидетели дают показания в его пользу, а он все равно сидит в СИЗО и перспектив выхода в ближайшее время у него нет. Выпустить его они уже не могут — это будет удар по имиджу.
Вы не задумывались о том, чтобы, например, уехать из страны?
Сбегать я не собирался и не собираюсь, я готов в том числе и к отправке в СИЗО. Я осознаю, что я до сих пор на свободе только благодаря резонансу, который вызвало мое дело. Во время слушания в суде было столько журналистов, сколько не собирала ни одна пресс-конференция Порошенко. Всем видно лицо нынешней киевской власти, она держится только на штыках и плечах проплаченных активистов. Прокуратура полностью деморализована, из нее сейчас выбили всех толковых специалистов. Достаточно сказать, что средний возраст следователей, которые занимаются моим делом, — 26-27 лет. Прокуратура обезглавлена и сегодня служит исключительно интересам власти. Впрочем, в МВД такая же ситуация.
Вы говорите, что дело абсолютно неправовое. При этом Верховная Рада сняла с вас неприкосновенность...
Вы должны понимать, что в десять утра все входы и выходы в Раду были заблокированы молодыми людьми в возрасте 15-25 лет. Многие были в балаклавах, с дымовыми шашками, кое-кто с палками. Всех, кто выходил из здания парламента, в том числе представителей провластных фракций, оскорбляли, запугивали. Одного депутата даже забросали яйцами и немножко помяли. Требование было одно: снять неприкосновенность с депутата Добкина. Это продолжалось до самого вечера. Кроме того, в сессионном зале группа депутатов блокировала трибуну, что еще больше накалило ситуацию. Многие прямо говорили, что меня надо лишить неприкосновенности не за некие правонарушения, а за мою политическую позицию. Вообще мне как политику почетно, что меня пытаются преследовать по политическим мотивам. Неприятно, что я не могу защищаться. Это как шахматист играет партию с боксером: боксер в перчатках и вместо передвижения фигур бьет шахматиста.
В каком сейчас состоянии Верховная Рада? Решения парламента адекватны ситуации в стране?
Украине необходимы досрочные выборы в парламент. Нынешний состав не отражает реального политического расклада и волеизъявления граждан. Рада была избрана на гребне постреволюционных эмоций, в нее попало много случайных людей. Сейчас эта власть уже так обанкротилась, что результаты новых выборов будут совсем другими. Власть это понимает и всеми силами пытается оттянуть новые выборы.
А кто мог бы стать альтернативой Порошенко? Есть такой человек или группа кандидатов?
Классическая политика уходит в прошлое. Сейчас появляются новые тренды, способы коммуникации. Вспомните Эммануэля Макрона — он никому не был известен, у него не было своей партии. Тем не менее он стал президентом Франции и позже победил на парламентских выборах. Есть и другой пример. Кто в декабре 2013 года рассматривал Петра Порошенко как альтернативу Виктору Януковичу? Тогда обсуждались совсем другие фигуры, были написаны целые трактаты об их политическом будущем. Но появился Порошенко — и за два месяца стал президентом страны с уникальным результатом: он был первым, кого выбрали в первом туре. Сейчас ситуация на Украине взрывоопасная. Я думаю, что у нас все произойдет неожиданно стремительно и быстро. Главное, чтобы это был человек, который наведет порядок в стране и вернет жизнь государства в законное русло.