Найти тему

5 психологических техник, с помощью которых Вами могут манипулировать в Интернете

Оглавление

Ни для кого не секрет, что в Интернете полно людей, которые хотели бы повлиять на Ваше мнение и поступки: заставить купить свой товар, подписать петицию или даже вступить в «Общество возобновления рыбных запасов Марса». Большинство таких манипуляторов использует одни и те же стратегии влияния, зная о которых, Вы сможете обезопасить себя от многих нежелательных поступков. Итак, перед Вами 5 признаков, распознав которые Вы можете уверенно сказать, что Вами пытаются манипулировать.

1. Через фоновое изображение

Психологи Оксфордского университета решили проверить, можно ли с помощью фоновой картинки мебельного интернет-магазина повлиять на принятие решения о покупке. Для проверки этой гипотезы были созданы два варианта фона: на одном было изображение неба в пушистых облачках, а на другом – изображение монеток. Выяснилось, что когда посетители видели пушистые облачка, они чаще выбирали дорогие, но более комфортные модели мебели (по причине ассоциации «облака – комфорт»). Когда же фоном было изображение монеток, пользователи сайта значительно чаще делали выбор в пользу экономичных моделей (ассоциация «монетки – экономия»). Примечательно, что сами испытуемые отрицали какое-либо влияние фонового изображения на их решение.

2. Через цвет

Народная мудрость гласит: «Интернет стоит на двух столпах: котики и салатовые кнопки». И хотя первая часть этого утверждения – дело вкуса, салатовые кнопки любят все. Салатовый цвет – один из самых приятных для человеческого глаза. Причина кроется в том, что он не вызывает утомления нервной системы даже при длительном восприятии. Поэтому кнопки на сайтах, к которым разработчики хотели бы привлечь внимание пользователей, например, «Купить», «Подписаться» и т.д., делают именно салатовыми.

3. Через заголовок

Больше всего на свете нас интересуем мы сами. И эта наша особенность активно используется интернет-манипуляторами: с помощью так называемой саморелевантной информации (то есть информации, содержащей отсылку к личности человека) они стараются привлечь наше внимание к своим сообщениям. И такой подход имеет под собой научную основу. Исследование психологов из университета Осло показало, что наличие в заголовке местоимений второго лица (ты, вы) увеличивает количество переходов по ссылке на материал на 175% по сравнение с обычным заголовком. Возможно теперь Вы понимаете, что стоит за заголовком этой статьи? :)

4. Через образ «эксперта»

Мы привыкли доверять компетентным людям: ученым, профессионалам высокого класса и т.п. Зачастую одного мнения специалиста бывает достаточно для того, чтобы мы согласились с чем угодно. Однако «маску эксперта» может надеть на себя и совершенно некомпетентный коммуникатор. В ходе одного из исследований испытуемые оценивали правдоподобность материалов, сопровождавшихся фотографиями людей, якобы являвшихся их авторами. Наибольшее доверие вызывали материалы, «авторами» которых были люди, одетые во врачебные халаты со стетоскопами, то есть демонстрировавшие признаки экспертов. При этом качество самого материала оказывало куда меньшее влияние на его оценку.

5. Через яркую картинку

Как установили психологи, яркие отвлекающие стимулы (насыщенный видеоряд или громкая музыка), присутствующие в информации, способны отвлечь аудиторию от слабых аргументов и заставить поверить в откровенно неправдоподобную информацию. Так, в одном эксперименте было доказано, что по мере нарастания отвлекающих стимулов (учащения появления картинки на экране) хорошо аргументированное сообщение теряло свою убедительность, тогда как сообщение, содержащее откровенно слабые аргументы, напротив становилось более убедительным.