Петербурженка Мила Кавальски, владелица винтажного онлайн-магазина «Лолита убита», спасает вещи на барахолках, чтобы они спасли нас.
Глава нулевая
В России до сих пор считают, что если носишь одежду из секонд-хенда, ты просто носишь старье. Ну а, если предпочитаешь винтаж, то ты с театральной постановки только вышла: в шляпе, в тяжелом платье в пол, с горностаем на плече.
И да, не стоит увлекаться луками из бабушкиного сундука, пропахшими нафталином. Нужно миксовать винтаж с современным гардеробом. Любую антикварную вещь можно вписать в здесь и сейчас.
Даже, если это какое-то платье грандиозное, можно найти повод его выгулять. Уместность — это же не значит, что нужно идти в офис в этом платье. Но есть день рождения, есть Новый год, можно какую-то вечеринку устроить. И это тоже одна из миссий — делать себе какие-то праздники, потому что жизнь одна, и действительно искать повод, чтобы носить, наряжаться, потому что украшать себя — это удовольствие.
Глава первая
Я очень тактильный человек, и очень восприимчива к запахам. В какой-то момент перестало нравиться, как пахнет в масс-маркете. Запах чего-то слишком нового: химического, синтетического, искусственного. И мне не нравится, как это все на ощупь. Иду в магазин, и все трогаю. Даже, когда не хочу трогать, но вижу какое-нибудь платье, и оно мне шепчет: «трогни-трогни меня». И я такая, думаю, блин, ладно. Иду и трогаю. Это мой способ исследовать мир. Я поняла, что хочу покупать такие вещи, с которыми можно условно общаться, как с личностью. Новая одежда как будто искусственная, а с винтажом я могу поговорить. У него есть история.
Глава вторая
Началось с того, что я просто покупала. Двигалась в свободной траектории: вот ты идешь, видишь какой-то магазин, заходишь. Так я начала находить секонды, комиссионные магазины. Двенадцать лет назад не было нормальных секонд-хендов: были только вообще страшные, в каком-нибудь подвале, где пахнет кошатиной. Но и там я умудрялась находить клад. И если нашла что-то грандиозное, даже зная, что не буду это носить или не мой размер, не мой стиль, я не могла отпустить это.
Казалось, это микро-преступление оставлять жемчужину в ворохе непонятных вещей, а не явить ее на свет. Вот, я покупала, покупала. И в какой-то момент осознала, что положила эти вещи из одной кучи в другую, похоронила их в моем шкафу. Думала, зачем это все? И решила, что нужно делиться. Это был первый шаг к открытию своего магазина.
Глава третья
В настоящее время магазин «Лолита убита» работает онлайн, в «Инстаграме», высылаю вещи по всей России. Почему Лолита убита?
Проект несет не только провестительски-образовательную функцию, но и философскую. Есть некая миссия: побудить девушек наряжаться, объяснить, как относиться к себе, к одежде, нести свое видение красоты и женственности. Я даже пишу так: если вы влюбились в эту вещь, напишите мне, покупайте вещи только по любви.
Родилось название дерзкое, тонкое и хитросплененное — как фокус. В этом немного магии и много озорства, естественности и легкости. Образ Набоковской Лолиты, которую я очень люблю. А, если убита, то значит и воскресла. Это все такие процессы умирания и возрождения, они говорят всегда про какой-то переходный этап.
Глава четвертая
Мои покупатели — очень разные люди. Это точно не тот, кто борется за «подешевле». Это все вместе: и концепция и сами вещи. Непонятно, что движет людьми. Главный порыв — эмоциональный. Верю, что вещи могут нас даже спасти в какой-то момент, когда мы в отчаянии. Потому что я это проходила, и я это испытывала.
Глава пятая
Человеку с плохим вкусом не стоит идти в секонд-хэнд — зря потратит деньги. Попроси совета или возьми у тех, кто уже эту работу сделал. Сейчас я для своего магазина в основном покупаю одежду в Европе, поначалу я в основном покупала на Уделке (прим.— крупнейший блошиный рынок Санкт-Петербурга). Многие спрашивают у меня, как я это делаю.
Нет инструкции, как найти сокровище на Удельном рынке, определенного маршрута, где ты пройдешь пятьсот метров направо, потом прямо, потом налево, нырнешь, и вот там… все чисто, красиво развешано, и все бренды, и все дешево. Главная рекомендация: искать, рыться, смотреть. Это очень интересно, даже для меня всегда сюрприз, потому что я никогда не знаю, что найду. Иду обнуленная, без запросов и ожиданий. Просто игра. Самую ценную вещь всегда находишь в самом неожиданном месте.
На Уделку вообще лучше идти летом, зимой я там ни разу не была. Там холодно. Зимой я езжу в Хельсинки и Таллин.
Глава шестая
Выбираю вещи для своего магазина по нескольким критериям: качество, бренд, история, уникальность. Когда работала в ДЛТ (прим. — универмаг люксовых брендов в Санкт-Петербурге), я научилась обращать внимание на детали. Мы с коллегой могли утащить в подсобку какую-то вещь Gucci и чахнуть над ней: рассматривать мелкие пуговки, швы. Просто, как две ненормальные: «Посмотри, какой шов, посмотри, какая изнанка!». Детали делают все.
После этого стала обращать внимание на изнанку, на швы. У меня нет специального образования. Когда я несу какие-то вещи портной, мне очень интересно ее слушать. Она будто читает вещь и рассказывает то, чего я не знала.
Глава седьмая
Сейчас очень много говорят о вкусе: о том, врожденное ли это, или насмотренность. Нет однозначного ответа: человеческое сознание, восприятие — это такие абстрактные вещи, которые еще сложнее. И ты можешь все расписать по компонентам, но поместив все эти компоненты в другого человека, это может не сработать. Это генетика плюс окружение: то, что нас окружало раньше, то, что нас окружает сейчас, все это формирует личность. Невозможно прописать человеку мануал и говорить, как ему жить. А красоту можно видеть везде. Это просто некая настройка ума.
Насмотренность тоже важна. В условиях нескончаемого информационного мусора, нужно учиться отсеивать лишнее, фокусироваться на важном и прекрасном.
Свой стиль нашла методом проб и ошибок. Я вообще всегда за то, чтобы ошибаться. Потому что мы не учимся на чужих ошибках. Это какая-то чушь. Мы можем что-то к сведению взять, но по-настоящему понять и прочувствовать можем, если это пережили. У меня все завязано на настроении. Но не на каком-то сиюминутном. А на настроении ума и души. То есть, и в целом я пропагандирую идею, что внешнее должно согласовываться с внутренним. Оно должно быть гармоничным, и тогда появляется настоящий стиль. И тогда, это все будет естественно, а не так, будто тебя нарядили.
То есть это такая фундаментальная философская концепция, но это работает.